Меню Рубрики

Астрономия луна и ее влияние на землю

Прекрасная и таинственная Луна волновала умы древнейших мыслителей еще задолго до появления современной астрономии. О ней складывались легенды, ее прославляли сказители. В те же времена были подмечены многие особенности поведения ночного светила. Уже тогда люди начали понимать, в чем выражается влияние Луны на Землю. Во многом для древних ученых оно проявлялось в управлении некоторыми аспектами поведения людей и животных, воздействии на магические ритуалы. Однако Луна и ее влияние рассматривались не только с точки зрения астрологии. Так, уже в период Античности была замечена взаимосвязь лунного цикла и приливов. Сегодня науке известно о воздействии ночного светила на нашу планету практически все.

Общие сведения

Луна — естественный спутник Земли. Она удалена от нашей планеты на 384 с небольшим тысяч километров. Причем обращается ночное светило по слегка вытянутой орбите, а потому в разное время указанная цифра несколько уменьшается или увеличивается. Один оборот вокруг Земли Луна делает за примерно 27,3 суток. При этом полный цикл (от полнолуния до нового полнолуния) занимает чуть больше 29,5 суток. У этого несовпадения есть интересное следствие: бывают месяцы, когда полной Луной можно любоваться не один, а два раза.

Пожалуй, всем известно, что ночное светило всегда смотрит на Землю только одной своей стороной. Обратная сторона Луны долгое время была недоступна для изучения. Переломило ситуацию стремительное развитие космонавтики в прошлом веке. Теперь есть достаточно подробные карты всей лунной поверхности.

«Спрятавшееся» Солнце

Влияние Луны на Землю заметно в нескольких природных явлениях. Самое впечатляющее из них — это солнечное затмение. Сейчас достаточно трудно представить ту бурю эмоций, которую вызывал этот феномен в древности. Затмение объяснялось гибелью или временным исчезновением светила по вине злых божеств. Люди верили, что если не совершить определенных ритуальных действий, они могут больше никогда не увидеть солнечный свет.

Сегодня механизм феномена изучен достаточно хорошо. Луна, проходя между Солнцем и Землей, преграждает путь свету. Часть планеты попадает в тень, и ее жители могут наблюдать более или менее полное затмение. Интересно, что не всякий спутник смог бы проделать такое. Для того чтобы мы могли периодически любоваться полным затмением, должны соблюдаться определенные пропорции. Будь у Луны другой диаметр, или располагайся она чуть дальше от нас, и с Земли можно было наблюдать лишь частичные затмения дневного светила. Впрочем, есть все основания полагать, что в далеком будущем реализуется один из этих сценариев.

Земля и Луна: взаимное притяжение

Спутник, по данным ученых, удаляется от планеты каждый год почти на 4 см, то есть со временем исчезнет возможность увидеть полное затмение. Однако до этого момента еще очень далеко.

В чем же причина лунного «побега»? Она кроется в особенностях взаимодействия ночного светила и нашей планеты. Влияние Луны на земные процессы в первую очередь проявляются в приливах и отливах. Этот феномен — результат действия сил гравитационного притяжения. Причем приливы возникают не только на Земле. Наша планета таким же образом воздействует на спутник.

Механизм

Достаточно близкое расположение делает влияние Луны на Землю таким заметным. Естественно, сильнее притягивается та часть планеты, к которой ближе подошел спутник. Если бы Земля не вращалась вокруг оси, возникшая приливная волна двигалась с востока на запад, располагаясь точно под ночным светилом. Характерная периодичность приливов и отливов возникает из-за неравномерного воздействия то на одни, то на другие участки планеты.

Вращение Земли приводит к тому, что приливная волна движется с запада на восток и несколько опережает движение спутника. Вся толща воды, бегущей чуть впереди ночного светила, в свою очередь воздействует на него. В результате Луна ускоряется, изменяется ее орбита. Это и является причиной удаления спутника от нашей планеты.

Читайте также:  Зачем шмелю пестрая окраска

Некоторые особенности явления

Еще до нашей эры было известно, что «дыхание» океана вызывает Луна. Приливы и отливы, однако, особо тщательному изучению подверглись гораздо позже. Сегодня хорошо известно, что явление имеет определенную периодичность. Полную воду (момент, когда прилив достигает максимума) отделяет от малой воды (самый низкий уровень) примерно 6 часов и 12,5 минут. После прохождения точки минимума снова начинает нарастать приливная волна. В течение суток или чуть больше, таким образом, возникает два прилива и отлива.

Было замечено, что амплитуда приливной волны непостоянная. На нее оказывают влияние фазы Луны. Своего наибольшего значения амплитуда достигает в полнолуние и новолуние. Наименьшее значение возникает в первой и последней четверти.

Продолжительность дня

Приливная волна порождает не только специфическое движение океанских вод. Влияние Луны на земные процессы на этом не заканчивается. Образующаяся приливная волна постоянно встречается с материками. В результате вращения планеты и ее взаимодействия со спутником возникает сила, противоположно направленная движению земной тверди. Следствием этого становится замедление вращения Земли вокруг оси. Как известно, именно продолжительность одного оборота и является эталоном длительности суток. С замедлением вращения планеты увеличивается продолжительность дня. Она растет достаточно медленно, но каждые несколько лет Международная служба вращения Земли вынуждена несколько изменять эталон, с которым сверяются все часы.

Будущее

Земля и Луна воздействуют друг на друга уже около 4,5 миллиарда лет, то есть со дня своего появления (по версии ряда ученых, спутник и планета сформировались одновременно). Весь этот период, как и сейчас, ночное светило удалялось от Земли, а наша планета замедляла свое вращение. Однако полной остановки, как и окончательного исчезновения не предвидится. Замедление планеты будет продолжаться до тех пор, пока ее вращение не синхронизируется с движением Луны. В этом случае наша планета повернется к спутнику одной стороной и так и «застынет». Приливные волны, которые вызывает на Луне Земля, уже давно привели к подобному эффекту: ночное светило всегда смотрит на планету «одним глазом». К слову, на Луне нет океанов, но есть приливные волны: они образуются в коре. Такие же процессы протекают и на нашей планете. Волны в коре малозаметны по сравнению с движением в океане, и эффект от них незначительный.

Сопутствующие изменения

Когда наша планета синхронизирует свое движение со спутником, влияние Луны на Землю будет несколько иным. Приливные волны по-прежнему будут зарождаться, однако они перестанут обгонять ночное светило. Волна будет располагаться точно под «зависшей» Луной и неотступно следовать за ней. Тогда же прекратится увеличение расстояния между двумя космическими объектами.

Астрология

Кроме физического воздействия, Луне приписывается способность влиять на судьбы людей и государств. Подобные верования имеют очень глубокие корни, и отношение к ним — дело личное. Однако существует ряд исследований, косвенно подтверждающих такое воздействие ночного светила. Например, в средствах массовой информации упоминалось о данных аналитиков одного из австралийских банков. На основе самостоятельно проведенного исследования они утверждают факт заметного влияния фаз Луны на изменение индексов мировых финансовых рынков. А вот влияние Луны на рыбу в процессе специального исследования подтверждено не было. Впрочем, подобные научные изыскания требуют тщательной проверки.

Мы с трудом можем представить себе наш мир без Луны. В нем точно не было бы приливов и отливов, а может, и самой жизни. По одной из версий возникновение ее на Земле стало возможным в том числе и благодаря специфическому воздействию Луны, приводящему к замедлению вращения планеты.

Изучение влияния спутника на Землю помогает понять законы Вселенной. Взаимодействия, характерные для системы «Земля — Луна», не являются специфическими. Подобным образом складываются отношения всех планет и их спутников. Образец будущего, которое, возможно, ждет Землю и ее компаньона — это система Плутон — Харон. Они уже давно синхронизировали свое движение. И тот и другой постоянно обращены к своему «коллеге» одной и той же стороной. Подобное ждет и Землю с Луной, но при условии, что остальные факторы, влияющие на систему, будут неизменными, однако это в условиях непредсказуемого космоса маловероятно.

Читайте также:  Плохо растут комнатные цветы что делать

Орбита

Строение

Важно! Поверхность спутника выслана смесью пыли и обломков скал — реголитом.

Условия на Луне

Важно! Поверхность Луны плохо отражает свет всего на 5-18%, поэтому различия цветов здесь незначительны.

Наблюдение

Важно! Лунный месяц длится в среднем 29,5 дней. Этот период называется также “синодический месяц”.

Как появилась Луна и ее связь с Землей

Важно! Еще одной популярной теорией появления Луны является предположение, что она была создана искусственно другими разумными существами.

презентация к уроку по теме "Луна и ее влияние на Землю" в рамках ФГОС к учебнику Чаругина В.М.

Просмотр содержимого документа
«Луна и ее влияние на Землю»

Луна и ее влияние на Землю.

Учитель физики: Л.А. Тюлюбаева,

МБОУ СОШ №29 г.Северодвинск

1)развивать мыслительные способности обучающихся,

2)развивать умение применять теоретические знания на практике,

3)развивать устойчивый интерес к изучению астрономии, физики и математики через реализацию межпредметных связей.

  • Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье

1.Организационный момент. 1-2 мин.

Выбрать признаки, соответствующие планете Земля.

1 Шарообразная форма

2 Источник света и тепла

3 Не излучает собственного света и тепла

5 Раскалённое небесное тело

6 Находится в центре Солнечной системы

7 Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите

8 Наблюдается смена времён года

10 Происходит смена дня и ночи

2. Проверка домашнего задания. 2-3 мин

На этапе проверки домашнего задания обучающиеся выполняют тест с последующей взаимопроверкой.

Выбрать признаки, соответствующие планете Земля.

Источник света и тепла

Не излучает собственного света и тепла

Раскалённое небесное тело

Находится в центре Солнечной системы

Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите

Наблюдается смена времён года

Происходит смена дня и ночи

Проверяем ответы на слайде 1, 3, 4, 7, 8, 10

В оценочном листе подписывают фамилию и имя, обмениваются листами и отмечают количество баллов за выполненное задание.

6 правильных ответов – 5 баллов,

5 правильных ответов – 4 балла,

меньше 5 правильных ответов – 2 балла.

в небе скучно, И чтобы было веселей, Блуждая по Вселенной целой, Они нашли себе друзей.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Обучающиеся самостоятельно определяют тему урока, цель урока и планируют пути достижения этих целей.

Одним планетам в небе скучно, И чтобы было веселей, Блуждая по Вселенной целой, Они нашли себе друзей.

Вопрос: Что же это за друзья?

Охарактеризовать природу Луны, внутреннее строение Луны, химический состав лунных пород, объяснить различия двух типов лунной поверхности, объяснить процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа.

В оценочном листе записывают тему урока «Луна и ее влияние на Землю»

  • Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом?
  • Имеется ли на Луне атмосфера?
  • Ступала ли на Луну нога человека?
  • Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле?

3. Актуализация знаний. 4-5 мин.

На этапе актуализации знаний рассмотрели некоторые вопросы: возраст Луны, особенности рельефа и строения атмосферы, приливные процессы на Луне. Фронтальная работа с классом, решение проблемного задания «Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

Ответьте на следующие вопросы:

Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом? ( да )

Имеется ли на Луне атмосфера? ( нет )

Ступала ли на Луну нога человека? ( да )

Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле? ( нет )

Характерны ли для Луны резкие смены температур? ( да )

Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений? ( нет )

Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле? ( да )

Имеется ли в лунных морях вода? ( нет )

Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне? ( да )

Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной? ( да )

Ответьте на вопрос:

«Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

  • Характерны ли для Луны резкие смены температур?
  • Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений?
  • Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле?

3. Актуализация знаний. 4-5 мин.

Читайте также:  Как мариновать грибы дуньки

На этапе актуализации знаний рассмотрели некоторые вопросы: возраст Луны, особенности рельефа и строения атмосферы, приливные процессы на Луне. Фронтальная работа с классом, решение проблемного задания «Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

Ответьте на следующие вопросы:

Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом? ( да )

Имеется ли на Луне атмосфера? ( нет )

Ступала ли на Луну нога человека? ( да )

Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле? ( нет )

Характерны ли для Луны резкие смены температур? ( да )

Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений? ( нет )

Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле? ( да )

Имеется ли в лунных морях вода? ( нет )

Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне? ( да )

Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной? ( да )

Ответьте на вопрос:

«Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

  • Имеется ли в лунных морях вода?
  • Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне?
  • Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной?

3. Актуализация знаний. 4-5 мин.

На этапе актуализации знаний рассмотрели некоторые вопросы: возраст Луны, особенности рельефа и строения атмосферы, приливные процессы на Луне. Фронтальная работа с классом, решение проблемного задания «Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

Ответьте на следующие вопросы:

Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом? ( да )

Имеется ли на Луне атмосфера? ( нет )

Ступала ли на Луну нога человека? ( да )

Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле? ( нет )

Характерны ли для Луны резкие смены температур? ( да )

Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений? ( нет )

Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле? ( да )

Имеется ли в лунных морях вода? ( нет )

Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне? ( да )

Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной? ( да )

Ответьте на вопрос:

«Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

«Чтобы вы посоветовали взять с собой путешественнику на Луну».

Физические характеристики Луны

  • Радиус
  • Масса
  • Плотность
  • Ускорение свободного падения
  • Сутки на Луне

«кратер обвала» на Луне

4. Открытие нового знания. 7-8 мин

На этапе открытия новых знаний изучили материал параграфа учебника, рассмотрели вопросы: природа Луны, каким образом Луна вызывает приливы и отливы на Земле, вращение Луны, вследствие чего возникает прецессия земной оси, заполнили таблицу и выполнили задание «Закончи фразу»

Фронтальная работа с классом, диалог, парная работа.

Физические характеристики Луны

Ускорение свободного падения

Наличие магнитного поля

Моря – темные области, материки – светлые области, горные хребты и горы, кратеры образовались при столкновении крупных метеоритов, астероидов и комет с лунной поверхностью.

2. Закончи фразу

— Максимумы подъемов воды чередуются через определенные промежутки времени, близкие к ……………………………………( 12 ч 26 мин )

— Максимальные приливы бывают, когда Луна находится ……( выше ) всего над горизонтом или ………( ниже ) всего под горизонтом

— Под действием лунного притяжения водная оболочка Земли принимает .…………….( слегка вытянутую в сторону Луны )

— Луна удаляется от Земли со скоростью ………..( 35 мм в год )

— Прецессия — ……………………………….( явление, при котором момент импульса тела меняет свое направление в пространстве под действием момента внешней силы )

Кратер на этом фото и вовсе имеет прямоугольную форму,

что противоречит законам природы

Физические характеристики Луны

  • Год на Луне
  • Наличие магнитного поля
  • Дневная температура
  • Ночная температура
  • Следы жизни
  • Особенности рельефа

4. Открытие нового знания. 7-8 мин

На этапе открытия новых знаний изучили материал параграфа учебника, рассмотрели вопросы: природа Луны, каким образом Луна вызывает приливы и отливы на Земле, вращение Луны, вследствие чего возникает прецессия земной оси, заполнили таблицу и выполнили задание «Закончи фразу»

Фронтальная работа с классом, диалог, парная работа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector