Здравствуй, мой маленький дружок!
Посмотри вокруг. Посмотри на окружающий мир вокруг тебя. Что-то, что ты видишь, например, дома, машины, книги – создал человек. Все остальное – то, что не создано руками людей – называется природой. Значит, природа – это солнце, воздух, вода, звезды, растения, животные и люди.
Природа бывает живой и неживой. Живая природа – это то, что рождается и умирает, то есть растения, животные и человек. А неживая природа – это воздух, вода и земля.
Растения
Как ни странно, растения – тоже живые существа. Они, как животные и люди, пьют воду, едят, дышат, болеют, растут и умирают.
Основные части растения – это корень, стебель, листья, цветы и плоды с семенами.
Стебель
Стебли бывают разные. У цветов стебли тонкие и ломкие, поэтому цветы легко сорвать. Зато у деревьев стебли – это их стволы. Попробуй-ка их сломать! Очень интересный стебель у кактуса: он весь усеян колючками. Наверное, кактус не любит, когда его трогают.
Корень
Корень нужен растению для того, чтобы забирать воду т питательные вещества из почвы. А еще он помогает растению прочно удерживаться в земле. Ты, наверное, знаешь, как раскачиваются деревья при сильном ветре. Если бы у них не было корней, то они бы все повалились на землю.
Но некоторые корни очень вкусные. Например, корень моркови – это та самая сладкая морковка, которую ты ешь каждый день. А из корня свеклы мама варит тебе красный суп под названием борщ. А какие вкусные корни ты еще знаешь или кушаешь?
Листья
Листья растений очень разнообразны. Они отличаются по форме, размеру и даже на ощупь.
У березы, дуба, клена, липы и тополя листья широкие и мягкие. Осенью листья этих деревьев окрашиваются в желтый или красный цвет, а затем опадают. Всю зиму деревья стоят голые, но весной, когда начинает пригревать солнышко, у них вновь вырастают листочки.
У сосны и ели листья – это хвоинки. Они очень острые. За это их еще называют иголками. Сосна и ель целый год остаются зелеными, потому что иголки не боятся морозов.
Цветы
Цветы – самая красивая часть растений. К тому же многие цветы издают приятный запах. Люди с давних времен восхищались цветами и дарили их друг другу в знак любви и уважения. Красота цветов всегда притягивала художников и поэтов. Им посвящено огромное количество стихов и картин.
Плоды и семена
Семена нужны растениям, чтобы создавать как можно больше таких же, как они, растений. Когда внутри плода созревают семена, их разносит ветер, вода или животные.
Ветер разносит плоды-парашютики одуванчика.
Плоды клена имеют крылышки и могут долго кружится в воздуху. Ветер подхватывает их и разносит на новые места.
Птицы клюют семена разных растений и перелетают с одного дерева на другое. Через птичий помет такие семена вновь попадают в почву.
Животные часто закапывают вкусные плоды, чтобы съесть их попозже, и забывают про них. Несъеденные семена могут прорасти.
У репейника на поверхности семян есть маленькие колючки. Они цепляются к шкуре проходящих мимо животных или к одежде людей и таким образом переносятся в другое место, гдe и могут прорасти.
Задание
Выйдите на прогулку и посмотрите и рассмотрите растения, которые растут около вашего дама, в парке или в лесу. Рассмотрите у растений стебель, листья, цветы и плоды с семенами. Сейчас осень. Можно набрать опавших листьев, последних цветов и составить из них букет или картину. Картину можно оформить рамкой под стеклом и она будет радовать вас много времени.
Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Живая и неживая природа». Первоклассникам предстоит познакомиться с украшением нашего мира – природой, которая окружает человечество буквально повсюду. Также учитель даст определение живой и неживой природы.
Урок: Живая и неживая природа
1. Природа украшает наш мир
Природа украшает наш мир. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественной громадой гор.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туман и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг природа.
2. Что относится к природе, а что не относится
К природе относится все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек. К природе не относится только то, что сделано руками человека: дом, в котором ты живешь, стол, за которым ты сидишь, книга, которую ты читаешь.
Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками человека.
Солнце, дерево и муравей – это природа.
Чайник, самолет, игрушки сделаны руками человека.
3. Определение природы
Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую. К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы.
Рассмотрим признаки живой и неживой природы.
На рисунке 8 и 9 изображены две звезды: морская и космическая.
Какая из звезд дышит? Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.
Какая из звезд растет? Морская звезда растет, а космическая не растет.
Какая из звезд питается? Питается морская звезда, космическая не питается.
Какая из звезд дает потомство? Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.
Может ли морская звезда жить вечно? Нет, она умирает.
Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.
Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.
4. Признаки предметов живой природы
Природа имеет две формы, живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки:
1. Продолжительность жизни – они растут;
2. питаются;
3. дышат;
4. дают потомство.
Предметы неживой природы таких признаков не имеют.
Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы.
Цыпленок дышит, питается, растет, дает потомство, умирает. Значит, цыпленок относится к живой природе.
Камень не дышит, не питается, не растет, не дает потомства, разрушается. Значит, камень относится к неживой природе.
Подсолнух растет, питается, дышит, размножается семенами, погибает. Значит, подсолнух относится к живой природе.
Распределите предметы на две группы: живая и неживая природа.
К живой природе относятся мальчик, воробей, дерево, собака.
К неживой природе относятся горы, облака.
Внимательно рассмотрите рисунок и определите, что лишнее.
Лишний — снеговик, он сделан руками человека и не относится к природе. Краб и роза — относятся к живой природе.
Лишняя – лягушка, она относится к живой природе. Радуга и грозовая тучка относятся к неживой природе.
Частью какой природы является человек? Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек — часть живой природы.
Рассмотрите рисунки, какие признаки живой природы на них изображены?
На рисунке 25 изображен рост, на рисунке 26 – питание, на рисунке 27 – дыхание, на рисунке 28 – потомство.
5. Связь живой и неживой природы
Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей.
1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.
2. Без воды все живое погибает.
3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.
Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.
6. Охрана природы
Природа — наш дом. Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. Об этом говорит своим читателям великий русский писатель Михаил Пришвин в рассказе «Кладовая солнца».
Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.
В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбы – вода, птицы – воздух, звери – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. Любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину!
На следующем уроке будет рассмотрена тема «Разнообразие растений». В ходе занятия вы познакомитесь с важной частью природы – растениями.
Список рекомендованной литературы
1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.
2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.
3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.
Рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Областной центр информационных технологий (Источник).
2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Расскажите, чем отличается живая природа от неживой природы.
2. Приведите примеры живой и неживой природы по своим собственным наблюдениям.
3. А есть ли связь между живой природой и неживой?
4. * Нарисуй два рисунка. На одном рисунке изобрази только предметы живой природы, а на другом – неживой природы.
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
Раздел 3 . "РАСТЕНИЯ ВОКРУГ МЕНЯ"
Тема "Строение растений". Урок 1
Цель : Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи: познакомить детей со строением растений, выяснить значимость каждой части растения.
Отгадывание загадок (на доске появляются картинки — отгадки)
а) Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых ней
Май сережки дарит ей (берёза)
б) Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок (дуб)
По каким признакам вы узнали, что это дуб?
Какие у него плоды?
Кто питается его плодами?
в) в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички (ромашка)
г) Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня (крапива)
д) Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Осень любит бусы эти,
Дети, птицы и медведи (малина)
е) На сучках висят шары,
Посинели от жары (слива).
Назовите все эти предметы одним словом (растения).
Растения -это живая или неживая природа?
Докажите, что это живая природа (дышат, растут, размножаются, питаются, умирают).
Какие четыре царства живой природы вы знаете? (Растения, животные, грибы, бактерии)
Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы — растениях.
Дети читают наизусть стихотворение Б. Заходера.
Не спеша растут деревья,
Целый век стоят на месте,
Уходя корнями в землю,
Простирая руки к солнцу.
Ничего они не ищут,
Ни о чем они не просят —
Им ведь нужно так немного —
То, чего искать не надо,
То, что всем даётся даром.
А ещё деревьям нужно,
Чтоб земля была прекрасна,
И живут они, деревья,
Украшая нашу землю:
Красотою тонких веток,
Красотой стволов могучих,
Доброты своей извечной.
Что нужно растению для жизни? (свет, тепло, вода, почва, ветер)
Что дает свет и тепло? (Солнце)
Солнце — это живая или неживая природа?
Зачем растению свет и тепло?
Откуда растения берут воду? (Из почвы)
Значит, растения связаны с почвенной влагой.
А для чего растениям ветер?
Вода и ветер — это живая или неживая природа?
ВЫВОД : ЖИВАЯ ПРИРОДА СВЯЗАНА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ.
Все растения можно распределить по нескольким большим группам. Три главные группы (три вида) — это травы, кусты и деревья. Приведем примеры.
а) травянистые, это травы .
б) кустарниковые, это кусты .
в) древесные, это деревья .
Из каких частей состоит растение
Давайте посмотрим, из каких частей состоит травянистое растение.
Назовите травянистые растения. У травянистого растения мягкий стебель, после выпадения семян многие растения погибают.
Следующий вид растений — кустарники. Назовите их.
Посмотрите на травянистое растение и кустарник: что в их строении общего? Чем они отличаются?
У кустарников те же части, что и у трав, но у них несколько стволов. Стволы намного твёрже, чем у трав.
Третий вид растений — деревья. Назовите деревья.
Сравниваем строение трав и кустарников со строением деревьев. В чём отличие в строении деревьев? (Один ствол, толстый и твёрдый).
Вывод: Все растения имеют одинаковое строение:
Давайте вместе подумаем, зачем растению корни?
Я сегодня пришёл к вам, чтобы вы, ребята, услышали рассказ дедушки-корня. В почве находится большое количество корней. Корни деревьев живут долго — от 50 до 500 лет, кустарников — от 10 до 20 лет, а трав от 1 года до 20 лет.
Корни растут в течение всей жизни растения. Они движутся всё время между частицами почвы в поисках воды и минеральных солей.
Своим корнем я закрепляю растение в почве, прочно удерживаю его. Чем больше растение, тем больше корень.
Корнем я достаю из различных уголков почвы для растения воду с растворёнными в ней минеральными солями, которые отправляю по стволу к веткам и листьям.
Составим цепочку, показывающую взаимосвязь всех частей растения:
Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)
Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)
Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)
Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?
ВЫВОД: все части растения важны. Это единый организм.
Задание 1: Распределите растения по группам:
мак, тюльпан, василёк, сирень, шиповник, смородина, осина, тополь, ель.
— По каким признакам растения были распределены по группам?
Задание 2: Составить растения из отдельных частей.
Растения нужно беречь
Игра "Как бы вы поступили?"
1. Мальчик сделал острый меч
И давай кустарник сечь
"Я здесь храбрец!"
-Что, он вправду молодец?
-Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик?
-Какую пользу приносит кустарник, посаженный вдоль двора и тротуаров?
-Чем отличается куст от дерева?
2. Посмотрите на Захарку,
Он нарвал цветов охапку.
А подумайте вот только:
Ну, зачем цветов рвать столько?
Где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему?
3. Деревья садят дети,
А две подружки эти
Глядят со стороны.
Стоят, не помогают
И деток убеждают:
" Деревья не нужны".
-Нужны ли деревья людям?
-Какие виды деревьев вы знаете?
-В чём главное отличие в строении дерева от строения других растений?