С самых древних времен человек освоил земледелие и скотоводство как основные виды хозяйственной деятельности. Все продукты, которые он получал в результате своего труда, использовались для пошива одежды, изготовления предметов быта и приготовления пищи.
Природа с самих истоков заботится о нас и дает все необходимое. Человек же со временем научился так широко использовать ее дары, что сегодня нет, наверное, ни одного представителя флоры, который бы не был задействован в какой-либо области хозяйственной деятельности людей.
Какие же растения в жизни человека играют самую большую и значимую роль? Попробуем разобраться в этом вопросе, охарактеризовав самые распространенные области применения растительных продуктов.
Области использования растений человеком
Из известных на сегодняшний день 340 тысяч видов человеком окультурено около 200 представителей флоры. Значительная часть собирается в диких местах обитания. Это, например, лекарственные травы.
Всего можно выделить несколько основных областей, в которых находят применение полезные растения для человека:
- медицина (как традиционная, так и альтернативная);
- пищевая промышленность (в том числе и кондитерская);
- текстильное производство;
- пошив одежды;
- химическое производство (получение красителей, различных сырьевых компонентов);
- декоративные цели (комнатные растения, обустройство и дизайн помещений, улиц города);
- ландшафтный дизайн;
- использование в качестве источника кислорода (в условиях космоса, к примеру);
- насаждения в полосах города для улучшения экологического состояния окружающей среды.
Таким образом, получается, что наиболее значимые для нормального качества жизни и сохранения здоровья человека области деятельности обеспечиваются сырьевым компонентом на основе растений. Это дает возможность утверждать, что переоценить роль флоры для людей сложно.
Полезные растения для человека
Таких очень много. Для каждой области использования свои. Например, в химической промышленности применяются растения, из которых получают природные красители. В этой же области использования находится гевея — дерево, млечный сок которого представляет собой натуральных каучук. Полезные свойства растений знакомы человеку издревле и широко им применяются.
Пищевая промышленность вообще не знает границ в использовании растительных продуктов: начиная от разных сортов пшеницы, ячменя, ржи и других зерновых и заканчивая культурными плодами и корнеплодами. Ведь все, что растет на наших огородах, используется в пищу. Ценные белки, жиры, углеводы, витамины, микро- и макроэлементы человек получает именно из растений: риса, гречихи, томатов, огурцов, капусты, картофеля, моркови, океанских водорослей и т. д. и т. п.
Растения в жизни человека играют и немаловажную эстетическую роль. Комнатные виды широко распространены и многочисленны. Помимо красоты, они несут в себе способности очищать и обновлять воздух помещения, впитывать и уничтожать вредные лучевые и электромагнитные воздействия, устранять отрицательную энергетику и чистить воздух от болезнетворных микробов. К таким растениям относятся:
- кактусы;
- сенполии;
- пеларгонии;
- бегонии;
- разные виды папоротников;
- молочаи и другие суккуленты и так далее.
Очень значимой является роль некоторых представителей флоры в текстильной промышленности. Вы знаете, как называются растения, которые "одевают" человека и дают ему полотенца, постельное белье, платки и другие продукты данной отрасли? К основным из них, выращиваемым масштабно, относятся хлопок и лен. Рассмотрим эти и некоторые другие виды подробнее.
Из каких растений делают ткани?
Существует несколько представителей флоры, в стеблях и листьях которых содержатся специальные лубяные волокна. Именно они идут на изготовление тканей. Что это за растения, которые "одевают" человека? К ним можно отнести:
Основная часть из них принадлежит к тропическим видам. Лен, сида, конопля и канатник произрастают в умеренных широтах.
Также важным представителем флоры для получения ткани является хлопчатник. В его семенах формируются тонкие белые волоски, которые образуют целые пуховые шарики. Вот из них-то и изготавливают самое распространенное, ценное и отличное по качеству волокно будущей ткани.
Хлопчатник в природе
В естественных условиях эта культура распространена очень широко в разных формах. Окультурил человек хлопчатник еще более 5 тысяч лет тому назад. И это неудивительно. Ведь 40% получаемых в мире тканей приходится как раз на хлопок.
Растение представляет собой достаточно высокие (до 200 см) стебельки кустарниковой формы. Листья некрупные, с рассеченной красивой листовой пластинкой. Цветок небольшой, неброской окраски (желтый, белый или кремовый). После отцветания изменяет свои цвета на красный, оранжевый или лиловый. На его месте формируется плод — коробочка, в которой созревают семена.
Один плод способен давать около 50 семян. При этом каждое семя формирует на себе до 15 тысяч тоненьких волосков, которые и используются для получения ткани. Вид созревшего плода очень интересен: коробочка раскрывается, и белые ватные пуховые шарики показываются наружу. В это время и происходит сбор урожая технической культуры на переработку в ткань.
Формы жизни
Хлопок — растение теплолюбивое, влаголюбивое и нежное. Недаром иногда его называют "дитя солнца". Выделяют следующие жизненные формы для него:
Каждая из них может быть однолетней, двухлетней или многолетней. Для получения тканей выращивают кустарниковую однолетнюю разновидность. В систематике относится к семейству Мальвовые.
Применение
Производство хлопка в мире составляет свыше 25 млн тонн ежегодно. Осуществляется оно в 80 странах. Основная область применения его, конечно же, — в качестве источника высококачественной, прекрасной по техническим характеристикам ткани.
Растения, которые "одевают" человека, безусловно, включают в свой перечень хлопок. Всем известно прекрасное качество хлопковой одежды, особенно если материал скомбинирован с другими добавками, улучшающими носкость и предотвращающими сильное смятие.
Как техническая культура хлопок возделывается очень давно. Раньше носить одежду из этого материала могли себе позволить только очень богатые люди. Сегодня это совсем не предмет роскоши, а вещи первой необходимости. Ткани из хлопчатника прочные, красивые, легко окрашивающиеся, мягкие и приятные к телу, износостойкие.
В технических целях
Также хлопок используют как основу для получения:
- искусственных волокон;
- пироксилина;
- целлулоида;
- лаков;
- динамита;
- бездымного пороха и так далее.
Лен в природе
Лучшие растения, которые "одевают" человека, включают в свой список еще и лен. В естественных условиях насчитывают примерно 330 видов этого представителя флоры. Самый распространенный — лен обыкновенный. Именно он используется для получения волокон.
Культура представляет собой травянистую форму до 1 метра в высоту. Стебли крепкие, но тонкие, листья ланцетные, цветок не крупный, а средних размеров, окраска венчика нежно-голубая, почти сиреневая. В диких условиях встречаются виды с ярко-желтыми, белыми цветками. Лен — растение (фото можно увидеть ниже), в природе достаточно часто встречающееся в умеренных широтах.
Основная ценность льна представлена в его стебле. Именно в нем созревают лубяные волокна, выделяемые человеком на собственные нужды. Сбор этих стеблей производится только после их полного созревания, то есть пожелтения.
Само растение весьма неприхотливо. Спокойно переносит низкие температуры и нехватку влаги, не атакуется вредителями из-за достаточно ядовитого вещества, содержащегося в составе стебля и листьев. Это делает выращивание льна очень удобным для людей.
Применение
Человеком используется не только стебель данного вида, но и другие части.
- Из льна получают льняное масло (медицина, косметология, технические цели).
- Вытяжки из растения применяются в медицине.
- Из льна изготавливают специализированные медицинские нити, перевязочные материалы (вату, бинты).
- Ткани из этого растения могут быть тонкими и кружевными, а могут отличаться чрезвычайной прочностью и грубостью (мешковина, парусина кораблей).
К тому же лен — растение (фото это наглядно демонстрирует) очень нежное, поэтому с эстетической точки зрения оно тоже очень даже пригодно для выращивания.
Какие растения одевают человека?
Какие растения украшают человека?
название растений
Мне кажется, что если растения нас одевают, то при этом несомненно и украшают, потому что одежду мы носим не только для того, чтобы защититься от холода, но для того, чтобы выглядеть красивее.
Поэтому разделять растения, которые нас одевают от растений которые нас украшают не стоит. Вот только некоторые растения, которые могут нас украшать, не могут нас одеть.
Итак растения которые нас и одевают и украшают это Хлопок, Лен, Тутовое дерево или Шелковица. Последнее дерево дает самые красивые ткани — шелк.
Растения которые нас только украшают — это все цветы, которые даже в букете могут украсить любого человека. Это розы, ромашки, георгины, пионы, лилии, орхидеи. В прошлом помнится даже цветы картофеля модники вставляли в петлицы костюмов.
Из некоторых растений делают модные аксессуары, например из джута или бамбука, которые также нас украшают.
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.
УМК «Начальная школа ХХI века». Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир». 3 класс.
Тема урока: «Растения и человек».
Цель урока: установить взаимосвязь растение человек, человек растение.
Задачи урока: — классифицировать способы использования растений;
— расширить познания о редких растениях;
— познакомить с правилами безопасного обращения
с ядовитыми растениями;
— обобщить знания по теме «Растительный мир Земли»;
— продолжать развивать у детей навык самоконтроля, самоанализа,
планирования работы, самооценки;
— развивать мышление, образное представление, речь, внимание, память
— воспитывать бережное отношение к природе;
— воспитывать любовь к Родине, родному краю;
— прививать стремление к здоровому образу жизни.
Оборудование: карточки: дерево, куст, трава;
карточки: растения, кормят, лечат, одевают, укрепляют почву,
очищают почву, строительный материал, сырьё для
карточки для проверки домашнего задания;
карточки с разноуровневыми заданиями;
контейнеры с разрезными картинками;
книжки-раскладушки: «Такие разные растения»,
«Правила сбора лекарственных растений»;
образцы льняной и хлопчатобумажной ткани;
образцы растений (гербарий) лён, хлопчатник;
карта Ивановской области;
учебник, тетрадь №1,
устный журнал «Растительный мир Земли»;
ноутбук, проектор, экран.
Организационный этап – 0,5 мин
— Проверяем готовность к уроку: на столах у вас лежат учебник, тетрадь №1, карандаш, ручка…
Введение в урок – 1,5 мин
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (дерево)
Выставляется карточка «дерево»
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдёт к свету,
Растёт, цветёт она всё лето.
Коровам без неё беда –
Она их главная еда. (трава)
Выставляется карточка «трава»
Выставляется карточка «куст».
— Что общего у этих трёх отгадок?
— Сегодня мы продолжим разговор о растениях. Урок снова пройдёт в форме устного журнала. Но прежде, чем приступать к изучению новой странички, проверим, как вы усвоили предыдущий материал. На столах лежат карточки с заданиями.
Проверка изученного материала – 5 мин
Возьмите ручки и выполните их.
1. Что такое флора?
Растительный мир Земли.
Животный мир Земли.
2. Заполни схему.
Растение – организм
_______ _______ _______ _______
3. Подпиши названия частей растения.
4. Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:
Взрослое растение с плодами и семенами.
Проросток с развивающимся корешком.
Взрослое растение с цветками.
Проросток с развивающимся стеблем и листочками.
Выполняют задания на карточках индивидуально.
— Проверим по образцу.
Проверяют свои работы, отмечают ошибки, если они есть.
Сообщение темы, целей урока –
— Итак, следующая страничка нашего журнала «Растения и человек». Это тема нашего урока. Цель урока – выяснить, какую роль играют в нашей жизни растения, какое значение для растений имеет человек.
1) Работа с рубрикой «Выскажи предположение» – 2 мин
— Прочитайте на доске два утверждения:
Без растений жизнь на Земле была бы невозможна.
Человек не может жить без растений.
— Какие доказательства можно привести, чтобы подтвердить или опровергнуть эти предположения?
Выставляются карточки: кормят, лечат…
Приводят свои доказательства.
2) Анализ статьи учебника – 2 мин
— Сравним ваши ответы с текстом учебника с. 36-37.
Читаем по частям. 1-2 абзац.
— О какой роли растений мы прочитали?
(Если дети не высказали это в предположениях, то выставляется карточка)
3) Активизация внимания – 3 мин
— Речь зашла о витаминах. Дополню вам материал учебника просмотром презентации «Витамины». Смотрите внимательно, постарайтесь запомнить, о каких витаминах пойдёт речь, и для чего они нужны.
Обеспечивает просмотр презентации.
Просматривают презентацию с целью ознакомления с видами витаминов и их пользы.
— Какие витамины вы запомнили?
— В каких растениях есть витамин А, В, С?
Называют растения, которые запомнили.
— Для чего нужен витамин А, В, С?
— Назовите растения, которые нас кормят.
На доске – томат, картофель, горох, фасоль, кукуруза, репа и др.
А вы знаете? Горох, фасоль, бобы называют растительным мясом, так как в них много белка.
Репа – вы все знаете сказку «Репка». Долгое время на Руси репа была главным овощем. Из летописи известно, что наши предки отводили ей почётное место после пшеницы. Употребляли репу свежей, варёной, пареной. Так было до тех пор, пока репу не потеснил картофель.
4) Анализ статьи учебника – 2 мин
— Продолжим чтение (3 – 4 абзац).
— Сформулируйте, какую ещё роль играют растения в жизни человека (очищают воздух).
— Продолжаем чтение (5 абзац) и выясняем, какую ещё роль играют растения в нашей жизни (укрепляют почву).
Читают, делают вывод.
Физкультминутка – 0,5 мин
1) О растениях, которые нас лечат – 4 мин
— А сейчас мы более подробно поговорим о растениях, которые нас лечат. Каждый человек в течение своей жизни обращается к растениям за помощью. Какие болезни помогают нам лечить растения?
Слушают, называют болезни.
— Вы назвали только самую маленькую частичку того, в чём нам могут помочь растения. На самом деле таких болезней гораздо больше. Сегодня к уроку готовилась не только я, но и наши ребята. Сейчас вы услышите несколько рассказов от имени растения. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить, о каких болезнях пойдёт речь.
Выставляет картинку с изображением подорожника.
Слушают рассказ подготовленного ученика, рассматривают изображение.
Выставляет картинку с изображением мать-и-мачехи.
Слушают рассказ подготовленного ученика, рассматривают изображение.
Выставляет картинку с изображением тысячелистника.
Слушают рассказ подготовленного ученика, рассматривают изображение.
— Итак, в каких болезнях нам помогают растения? Кто запомнил? (заболевания кишечника, желудка, зубная боль…)
— Рассмотрите иллюстрацию на стр. 38 и назовите из приведённых здесь растений те, которые нас лечат (шиповник, чеснок).
Рассматривают иллюстрацию, выбирают нужные растения.
— При каких болезнях нам помогают шиповник и чеснок?
2) О растениях, которые нас одевают – 4 мин
Свет-светочек в сыру землю зашёл,
Синю шапочку нашёл.
Из земли вырастал –
Весь мир одевал. (лён)
— Посмотрим, как он выглядит, сначала на рисунке в учебнике.
— А теперь посмотрите на гербарий.
Демонстрирует засушенный лён.
Рассматривают засушенный лён.
— Лён собирают, обрабатывают на специальных комбинатах и выпускают ткань, из которой шьют различные изделия. Например, одежду. Ходить в такой одежде очень приятно и полезно, так как ткань из натурального волокна даёт возможность дышать нашему телу, нашей коже.
— Посмотрите, на ваших столах представлен образец такой ткани. Можете её пощупать, рассмотреть.
Рассматривают образец ткани.
— Припомните, какие изделия из такой ткани есть у вас дома?
— Отгадайте другую загадку:
На кустах белеют чашки:
В них и нитки, и рубашки. (хлопчатник)
— Рассмотрим хлопчатник на рисунке в учебнике. Здесь показан цветущий хлопчатник. Когда он созревает, на месте цветка образуется коробочка, которая потом раскрывается. Внутри находится волокно. Что оно вам напоминает?
Рассматривают иллюстрацию, слушают, отвечают.
Демонстрирует образец хлопчатника.
— Это волокно также проходит обработку на фабриках, комбинатах.
Рассматривают образец хлопчатника в гербарии.
— Рассмотрите образец ткани (хлопчатобумажная ткань).
Рассматривают образец ткани.
Припомните, какие изделия из такой ткани есть у вас дома?
— Эта ткань уже прошла обработку красителями.
3) О растениях, которые являются сырьём для красок –
— Ребята, оказывается, чтобы получить некоторые красители, нам нужно обратиться за помощью к растениям. Например, из плодов барбариса получают розовую краску (для окраски шёлковых, льняных, шерстяных тканей);
из коры, корней, древесины барбариса делают лимонно-жёлтую краску (для окраски шерстяных тканей); из листьев бузины и берёзы – зелёную; из спелых ягод бузины – красную.
Слушают, рассматривают изображения растений.
— С какой же ролью растений вы ещё познакомились?
(сырьё для красителей)
— Обратимся снова к рисунку в учебнике. Почему изображены стволы деревьев?
Рассматривают рисунок, отвечают.
— Не только бумагу, но и карандаши, спички, мебель, а также для строительства домов.
Осмысление полученных знаний – 2 мин
— Попробуйте догадаться, выполняя упр.44 в тетради, какие изделия сделаны из растений. Поставьте около нужного изображения «+», а раскрасите дома.
Выполняют задание в тетради.
Проверяют, исправляют ошибки.
Расширение знаний – 10 мин
1) О ядовитых растениях – 4 мин
— Мы поговорили о пользе растений в жизни человека. Но они могут принести и вред нашему здоровью. Речь пойдёт о ядовитых растениях.
Рассказывает о растениях, изображённых на с. 39.
Слушают, рассматривают иллюстрацию в учебнике, с.39.
— На доске представлены некоторые ядовитые растения, растущие на территории нашей Ивановской области. Постарайтесь их запомнить.
Волчье лыко, крушина ломкая, бузина чёрная, бересклет бородавчатый, жимолость татарская и др.
Рассматривают изображения растений, запоминают.
— Чтобы обезопасить своё здоровье, вы должны строго соблюдать определённые правила. Зачитаем их и запомним. (с. 39)
Физкультминутка – 0, 5 мин
2) о редких растениях – 3 мин
— Мы выяснили, что человек очень широко использует в своей жизни растения. Но иногда, даже не желая плохого, мы наносим природе непоправимый ущерб. Многих растений становится всё меньше и меньше, а некоторые уже занесены в Красную Книгу. Сегодня (подготовленный ученик) подготовил для вас рассказ от имени одного из таких растений (сон-трава, или прострел).
Выставляет картинку с изображением сон-травы (прострела).
Дети слушают рассказ подготовленного ученика, рассматривают изображение.
— А какие редкие растения вы знаете?
3) краеведческий материал – 2 мин
— На территории нашей Ивановской области тоже растут редкие растения. В устье реки Тезы образован Клязьменский заказник (работа с картой Ивановской области), где находятся под охраной не только редкие животные, но и растения. (водяной орех – чилим, а также венерин башмачок, ландыш, кувшинка белая)
Слушают, работают с картой Ивановской области. Рассматривают изображения растений.
4) о защите растений – 1 мин
— Какие правила мы должны соблюдать, чтобы сберечь растения?
Обобщение знаний по теме: «Растительный мир Земли» –
— А теперь я предлагаю вам выполнить задание в парах:
1) собрать разрезную картинку;
2) дать описание по плану (разноуровневые задания).
2. Дикорастущее или культурное.
3. Дерево, кустарник, травянистое растение.
4. Где растёт: лес, сад, огород, поле, водоём, луг.
5*. Как используется человеком ____________
6*. Чем оно тебе нравится? Что в нём особенного? _____
2. Дикорастущее или культурное.
3. Дерево, кустарник, травянистое растение.
4. Где растёт: лес, сад, огород, поле, водоём, луг.
5. Как используется человеком____________
6*. Чем оно тебе нравится? Что в нём особенного? _____
2. Дикорастущее или культурное.
3. Дерево, кустарник, травянистое растение.
4. Где растёт: лес, сад, огород, поле, водоём, луг.
5. Как используется человеком____________
6. Чем оно тебе нравится? Что в нём особенного? ______
Дети сами выбирают уровень сложности, выполняют задание в парах.
— Заслушаем ответы нескольких пар.
2-3 пары представляют свои ответы.
Итог урока – 1,5 мин
— Итак, какую же роль играют растения в жизни человека?
— Как человек может повлиять на жизнь растений?
Дом. задание: учить с. 36-39, упр. 45, 46 в тетради.
По группам: продолжить подбор материала для создания буклета «Такие разные растения».
— Составьте предложение и прочитайте хором.
На листьях разных деревьев напечатаны слоги: