- Просмотр содержимого документа «Свойства полезных ископаемых. Каменный уголь.»
- Содержание
- История [ править | править код ]
- Характеристика [ править | править код ]
- Образование [ править | править код ]
- Классификация, виды [ править | править код ]
- Промышленная классификация угля [ править | править код ]
- Залежи [ править | править код ]
- Международный рынок [ править | править код ]
- Использование [ править | править код ]
Урок входит в раздел "Тайны недр земли". К моменту проведения урока учащиеся знают следующие понятия: горные породы, минералы, полезные ископаемые, свойства полезных ископаемых. Изучение свойств каменного угля вынесено на отдельный урок с целью реализации регионального компонента.
Просмотр содержимого документа
«Свойства полезных ископаемых. Каменный уголь.»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
УРОК РАЗРАБОТАЛА: ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА ПАНАФИДИНА
г. Кемерово, МБОУ «СОШ № 35», учитель начальных классов
Предмет, класс: окружающий мир, 3 класс
УМК: Перспективная начальная школа
Тема, количество часов: Свойства полезных ископаемых. Каменный уголь.
Урок входит в раздел «Тайны недр земли». В разделе 8 часов, данный урок является 7-ым. К моменту проведения урока учащиеся знают следующие понятия: горные породы (осадочные и магматические), минералы, полезные ископаемые (твердые, жидкие газообразные), изучили свойства полезных ископаемых по плану. Изучение свойств каменного угля вынесено на отдельный урок с целью реализации регионального компонента.
Цель урока: исследовать свойства каменного угля
Организовать исследование школьниками основных свойств каменного угля.
Познакомить со свойствами каменного угля.
Показать важную роль добычи каменного угля в экономике страны.
Развивать умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
Универсальные учебные действия:
Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: формировать умение самостоятельно работать с таблицей; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач; умение рефлексировать свои действия при оценивании.
Познавательные: в ходе опытов выявить свойства каменного угля и его использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;
Личностные: формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать
Тип урока: практическая работа, с использованием с использованием технологии Кейс
Оборудование: учебник, электронная форма учебника, глобус, атлас Кемеровской области, образцы угля, ручные лупы, стеклянные палочки, лабораторная посуда, гвозди, салфетки.
Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
— Предлагаю вашему вниманию высказывание англ. поэта Сэмюэля Джонсон (18 век)
— Как вы думаете, какого слова не хватает?
«Запоминать умеет тот, кто умеет быть …» (внимательным)
— Я желаю быть на уроке очень внимательным, так как это качество нам на уроке очень пригодится.
II. Актуализация (5 мин)
1. — Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах идет речь в этом стихотворении? (о полезных ископаемых)
2. Работа с электронной формой учебника (ЭФУ).
— Повторение материала, необходимого для «открытия нового знания».
III.Постановка учебной задачи (4 мин)
Работа по оглавлению учебника.
— Откройте оглавление учебника. По какому разделу мы работаем? Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?
— Я предлагаю сегодня остановиться на этой же теме и исследовать более подробно одно полезное ископаемое. Какое? Попробуйте догадаться…
2. Подводящий диалог.
— Почему зимой в помещении тепло? (работают батареи отопления)
— Почему они горячие? (в них циркулирует горячая вода)
— Откуда пришла в батареи горячая вода? (По трубам из котельной, где воду нагревают в специальных котлах).
— Чем нагревают воду в котлах? (Газом или каменным углем).
«Щелчок выключателя» – загорелись электролампы.
— Почему загорелись электрические лампы? (По проводам к лампам поступает электрический ток)
— Откуда поступает ток? (вырабатывается на специальных электростанциях)
С помощью каменного угля нагревают воду – получают пар – пар вращает турбины, вырабатывающие электричество.
— Без чего не поступит тепло и электричество в дома? (без каменного угля)
3. Формулирование темы и целеполагание.
— Догадались, свойства, какого полезного ископаемого мы будем исследовать на уроке? (Свойства каменного угля)
-Что вы уже знаете о каменном угле?
(Уголь — осадочная горная порода. Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на отпечатки листьев растений, коры деревьев. Это доказывает, что уголь образовался из остатков растений давно-давно. Специальные приборы умеют определять возраст угля. Так вот, ему много миллионов лет. По отпечаткам установили, что растения тогда росли совсем другие, чем сейчас, только папоротник есть сейчас в лесах. Умирая, растения образовывали слои, которые спрессовывались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали.)
— Край, в котором мы живем – Кузбасс — известен во многих странах мира. Почему? (Занимает ведущее место по добыче угля)
— В 1721 году М. Волков нашел месторождение каменного угля на территории нынешнего Рудничного района г.Кемерово. Это место называют «Горелая гора». Это открытие и дало толчок к промышленному освоению Кузнецкого угольного бассейна –Кубасса. В этом году город Кемерово объявлен центром празднования Дня шахтеров.
— Отметьте свои достижения по теме на лесенке успеха.
— Какие вопросы поставим для себя на урок при исследовании свойств угля? (Какого цвета уголь? Легче или тяжелее воды? Как добывают уголь? Твердый или хрупкий? Для чего добывают уголь?)
IV.Открытие нового знания (13 мин)
— Для того чтобы ответить на поставленные вопросы мы разделимся на группы. Каждая группа будет геологами – исследователями. Вы займетесь исследованиями и через несколько минут расскажите нам о своих наблюдениях и выводах. Каждая группа будет проводить свое исследование. Слушайте друг друга внимательно и заполняйте ЖУРНАЛ ЭКСПЕДИЦИИ (Приложения № 1, 2, 3, 4)
1. Деление на группы. (Учащиеся объединяются по 4 человека)
2. Вспомним правила работы в группах.
3. Вспомним правила поведения во время практической работы.
4. Распределение поручений в группе
5. Групповая работа.
1-ая группа (Приложение №1)
Определите цвет каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля, используя лупу.
2. Определить его цвет.
3. Имеет ли блеск?
4. Запишите свои наблюдения.
2-ая группа (Приложение № 2)
Определите, каменный уголь легче или тяжелее воды.
Опустите кусочек в воду.
Понаблюдайте, он плавает на её поверхности или тонет?
Запишите свои наблюдения.
3-ая группа (Приложение № 3)
Определите твердость каменного угля.
1.Проведите палочкой по породе.
2. Сделайте вывод, если остался след – то порода мягкая;
если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
3. Запишите свои наблюдения.
4-ая группа (Приложение № 4)
Изучите карту Кемеровской области.
Найдите на карте города Кемеровской области, в которых ведется добыча каменного угля.
Сделайте вывод. Какое значение имеет угольная промышленность для Кузбасса?
3. Запишите свои наблюдения.
5. Выполнение заданий.
6. Представление результата по группам.
ФИЗМИНУТКА (2 мин)
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)
— Что вы узнали в результате исследования. (Работа с «журналом экспедиции» Учащиеся зачитывают все выявленные свойства каменного угля)
— А теперь оцените свои достижения на лесенке успеха.
VI. Включение нового знания в систему знаний (7 мин)
Из каменного угля также делают десятки нужных материалов: краски, пластмассы, резину, даже лекарства. Каменный уголь – источник тепла и электроэнергии, важное химическое сырье. Без угля невозможна выплавка металла.
Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в ВУЗах России.
У каждой геологической группы было свое задание. И вам сейчас надо представить отчет по итогам экспедиции. Начинайте свой рассказ со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” (Работа с «журналом экспедиции»)
VII. Рефлексия деятельности (3 мин)
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Удалось ли решить поставленные задачи?
— Какие открытия для себя сделали?
— Оцените свои достижения по теме урока (Учащиеся перемещают фигурку человека по ступенькам).
— Изменилось ли ваше положение на лесенке успеха? Поднялись выше?
-К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!
— Об охране полезных ископаемых мы продолжим говорить на следующем уроке.
— Урок хочется закончить словами кузбасского поэта
Ка́менный у́голь — твёрдое горючее полезное ископаемое, промежуточная по содержанию углерода форма угля между бурым углём и антрацитом.
Содержание
История [ править | править код ]
Каменный уголь был известен ещё в древнем мире. Первое упоминание о нём связывают с Аристотелем (IV век до н. э.) [1] . Несколькими десятилетиями позже, его ученик Теофраст Эресский в «Трактате о камне» писал:
«… Носят эти ископаемые вещества название антрацита (или угля) … они вспыхивают и горят подобно древесному углю…» [2]
Древние римляне добывали каменный уголь для отопления на территории нынешней Великобритании. В I веке до н. э. в китайской провинции Юньнань уголь нагревали без доступа воздуха и получали кокс [3] .
Характеристика [ править | править код ]
Плотная порода чёрного, иногда серо-чёрного цвета. Блеск смоляной или металлический. В органическом веществе каменного угля содержится 75—92 % углерода, 2,5—5,7 % водорода, 1,5—15 % кислорода. Содержит 2—48 % летучих веществ. Влажность 1—12 %. Высшая теплота сгорания в пересчёте на сухое беззольное состояние 30,5—36,8 МДж/кг. Каменный уголь относится к гумолитам; сапропелиты и гумитосапропелиты присутствуют в виде линз и небольших слоёв.
Образование каменного угля характерно почти для всех геологических систем — от девона до неогена (включительно); он активно формировался в карбоне, перми, юре. Залегает уголь в форме пластов и линзовидных залежей различной мощности (от десятков сантиметров до нескольких десятков и сотен метров) на разных глубинах (от выходов на поверхность до 2500 м и глубже).
Каменный уголь характеризуется нейтральным составом органической массы. Он не реагирует со слабыми щелочами ни в обычных условиях, ни под давлением. Битумы каменного угля, в отличие от угля бурого, представлены преимущественно соединениями ароматической структуры. В каменном угле не обнаружены жирные кислоты и эфиры, мало соединений со структурой парафинов. Угольное вещество является неферромагнитным (диамагнитным), минеральные примеси характеризуются парамагнитными свойствами. Магнитная восприимчивость угля возрастает с увеличением их стадии метаморфизма. По своим тепловым свойствам каменный уголь приближается к теплоизоляторам.
Главные технологические свойства каменного угля, определяющие его ценность: спекаемость и коксовая способность. Стандартный показатель спекания — индекс Рога (RI) и толщина пластического слоя в аппарате Л. М. Сапожникова.
Образование [ править | править код ]
Каменный уголь образуется из продуктов разложения органических остатков растений, подвергшихся изменениям (метаморфизму) в условиях высокого давления окружающих пород земной коры и сравнительно высокой температуры.
При погружении угленосной толщи на глубину в условиях повышения давления и температуры происходит последовательное превращение органической массы, изменение её химического состава, физических свойств и молекулярного строения. Все эти преобразования обозначаются термином «региональный метаморфизм угля». На конечной (высшей) стадии метаморфизма каменный уголь превращается в антрацит с ярко выраженной кристаллической структурой графита. Кроме регионального метаморфизма, иногда (реже) имеют место преобразования под воздействием тепла изверженных пород, расположенных рядом с угленосными толщами (перекрывающих или подстилающих их) — термальный метаморфизм, а также непосредственно в угольных пластах — контактовый метаморфизм. Рост степени метаморфизма в органическом веществе каменного угля прослеживается последовательным увеличением относительного содержания углерода и уменьшением содержания кислорода и водорода. Последовательно снижается выход летучих веществ (от 50 до 8 % в пересчёте на сухое беззольное состояние), изменяются также теплота сгорания, способность спекаться и физические свойства угля. В частности, линейно меняются блеск, отражательная способность, насыпная масса угля и другие свойства. Другие важные физические свойства (пористость, плотность, спекаемость, теплота сгорания, упругие свойства и другое) изменяются по ярко выраженным параболическим законам или смешанным.
Как оптический критерий стадии метаморфизма угля используется показатель отражательной способности; он применяется также и в нефтяной геологии для установления стадии катагенных преобразований осадочной толщи. Отражательная способность в масляной иммерсии (R0) последовательно возрастает от 0,5-0,65 % для угля марки Д до 2-2,5 % для угля марки Т.
Плотность и пористость каменного угля зависят от петрографического состава, количества и характера минеральных примесей и степени метаморфизма. Наибольшей плотностью (1300—1500 кг/м³) характеризуются компоненты группы фюзинита, наименьшей (1280—1300 кг/м³) — группы витринита. Изменение плотности с повышением степени метаморфизма происходит параболическим законом с инверсией в зоне перехода к группе жирных; в малозольных проявлениях она снижается от угля марки Д к марке Ж в среднем от 1370 до 1280 кг/м³ и затем последовательно возрастает для угля марки Т до 1340 кг/м³.
Общая пористость угля изменяется также по экстремальным законам; для донецкого угля марки Д она составляет 14—22 %, угля марки К 4—8 % и увеличивается (видимо, вследствие разрыхления) до 10—15 % для угля марки Т. Поры в угле разделяют на макропоры (средний диаметр 500×10 −10 м) и микропоры (5-15×10 −10 м). Промежуток занимают мезопоры. Пористость уменьшается с увеличением стадии метаморфизма. Эндогенная (развитая в процессе образования угля) трещиноватость, которая оценивается количеством трещин на каждые 5 см блестящего угля, зависит от стадии метаморфизма угля: она возрастает до 12 трещин при переходе бурого угля в длиннопламенный уголь и имеет максимум в 35-60 для коксующегося угля и последовательно уменьшается до 12-15 трещин при переходе к антрацитам. Подчинённые такой же закономерности изменения упругих свойств угля — модуль Юнга, коэффициент Пуассона, модуль сдвига (среза), скорость ультразвука. Механическая прочность каменного угля характеризуется его дробимостью, хрупкостью и твёрдостью, а также временным сопротивлением сжатию.
Классификация, виды [ править | править код ]
Каменный уголь разделяют на блестящий, полублестящий, полуматовый, матовый. Как правило, блестящие виды угля малозольны вследствие незначительного содержания минеральных примесей.
Среди структур органического вещества угля выделено 4 типа (телинитовый, посттелинитовый, преколинитовый и колинитовый), которые являются последовательными стадиями единого процесса разложения лигнинов — целлюлозных тканей. К генетическим группам каменного угля, кроме этих четырёх типов, дополнительно включён лейптинитовый уголь. Каждая из пяти генетических групп по типу вещества микрокомпонентов угля разделена на соответствующие классы.
Существует много видов классификаций каменного угля: по вещественному составу, петрографическому составу, генетические, химико-технологические, промышленные и смешанные. Генетические классификации характеризуют условия накопления угля, вещественные и петрографические — его вещественный и петрографический состав, химико-технологические — химический состав угля, процессы формирования и промышленной переработки, промышленные — технологическое группировки видов угля в зависимости от требований промышленности. Классификации угля в пластах используются для характеристики угольных месторождений.
Промышленная классификация угля [ править | править код ]
За основу промышленной классификации каменного угля в отдельных странах принимаются различные параметры свойств и состава угля: в США каменный уголь классифицируют по теплоте сгорания, содержанием связанного углерода и относительным содержанием летучих веществ, в Японии — по теплоте сгорания, так называемым топливным коэффициентам и прочностью коксов либо неспособностью к коксованию. В СССР в 1954 году как основная промышленная классификация действовала разработанная в 1930 году В. С. Крымом так называемая Донецкая классификация. Она называется иногда «марочной», одновременно является и генетической, поскольку положенные в её основу изменения свойств угля отражают их связь с генетическим развитием органического вещества угля.
Залежи [ править | править код ]
Страна | Каменный уголь | Бурый уголь | Всего | % |
---|---|---|---|---|
США | 111338 | 135305 | 246643 | 27,1 |
Россия | 49088 | 107922 | 157010 | 17,3 |
Китай | 62200 | 52300 | 114500 | 12,6 |
Индия | 90085 | 2360 | 92445 | 10,2 |
Австралия | 38600 | 39900 | 78500 | 8,6 |
Южная Африка | 48750 | 0 | 48750 | 5,4 |
Украина | 16274 | 17879 | 34153 | 3,8 |
Казахстан | 28151 | 3128 | 31279 | 3,4 |
Польша | 14000 | 0 | 14000 | 1,5 |
Бразилия | 0 | 10113 | 10113 | 1,1 |
Германия | 183 | 6556 | 6739 | 0,7 |
Колумбия | 6230 | 381 | 6611 | 0,7 |
Канада | 3471 | 3107 | 6578 | 0,7 |
Чехия | 2094 | 3458 | 5552 | 0,6 |
Индонезия | 740 | 4228 | 4968 | 0,5 |
Турция | 278 | 3908 | 4186 | 0,5 |
Мадагаскар | 198 | 3159 | 3357 | 0,4 |
Пакистан | 0 | 3050 | 3050 | 0,3 |
Болгария | 4 | 2183 | 2187 | 0,2 |
Таиланд | 0 | 1354 | 1354 | 0,1 |
Северная Корея | 300 | 300 | 600 | 0,1 |
Новая Зеландия | 33 | 538 | 571 | 0,1 |
Испания | 200 | 330 | 530 | 0,1 |
Зимбабве | 502 | 0 | 502 | 0,1 |
Румыния | 22 | 472 | 494 | 0,1 |
Венесуэла | 479 | 0 | 479 | 0,1 |
Всего | 478771 | 430293 | 909064 | 100,0 |
Среди крупнейших каменноугольных бассейнов, промышленная разработка которых началась в XVIII—XIX вв., выделяют Центральную Англию, Южный Уэльс, Шотландию и Ньюкасл (Великобритания); Вестфальский (Рур) и Саарбрюккенский бассейны (Германия); месторождения Бельгии и Северной Франции; бассейны Сент-Этьенна (Франция); Силезии (Польша); Донецкий бассейн (Украина).
Международный рынок [ править | править код ]
В 2017 году [5] уголь занял 16-е место среди наиболее торгуемых товаров на мировом внешнем рынке. Оборот оценивался в 122 млрд долл. США.
- Ведущие экспортеры (объём экспорта и импорта в скобках в млрд долларов):
- Австралия 39 % (47)
- Индонезия 16 % (18,9)
- Россия 13 % (16,1)
- США 8,7 % (10,6)
- Колумбия 6,3 % (7,63)
- ЮАР 5,1 % (6,23)
- Канада 4,6 % (5,66)
- Основные импортеры
- Япония 16 % (19,5)
- Индия 16 % (19,4)
- Китай 15 % (17,8)
- Южная Корея 11 % (13,3)
Использование [ править | править код ]
Каменный уголь используется как технологическое, энерго-технологическое и энергетическое сырьё, при производстве кокса и полукокса в связи с получением из них большого количества химических продуктов (нафталин, фенол, пек и так далее), на основе которых получают удобрения, пластмассы, синтетические волокна, лаки, краски и так далее.
Одно из самых перспективных направлений использования каменного угля — сжижение (гидрогенизация угля) с получением жидкого топлива. Существуют различные схемы неэнергетического использования каменного угля на основе термохимической, химической и другой переработки с целью их полного комплексного использования и обеспечения охраны окружающей среды.
Тема: Каменный уголь Цель урока: познакомить учащихся с группой горючих полезных ископаемых. Изучить свойства каменного угля, условия добычи, использование его в народном хозяйстве. Дать представление о богатстве нашей страны каменным углем. Тип урока: предметный Форма урока: урок-исследование. Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная. Методы: частично-поисковый, исследовательский. Термины и понятия: полезные ископаемые, шахтеры, месторождения, карьер, шахта. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы. Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы. |
I.Организационный момент. Психологический настрой.
— Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
Презентация.
— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2).
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
-Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?
(“Полезные ископаемые” — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют).
-На какие три группы делятся полезные ископаемые?
Горючие Рудные Нерудные
Нефть железо глина
Газ свинец песок
Уголь медь мрамор
алюминий гранит
известняк
соли
-Полезные ископаемые бывают:
Плотные Рыхлые Жидкие Газообразные
Известняк песок нефть газ
Гранит глина
Кам. уголь соли
-Что такое нефть? Маслянистая жидкость коричневого цвета со специфическим запахом. Нефть хорошо горит и выделяет большое количество тепла.
Что изготавливают из нефти? Синтетические волокна, парафин, пластмасса, топливо, взрывчатка, спирт, асфальт, каучук, смазочные масла.
-Что такое гранит? Гранит- очень прочный камень.
-Из каких частиц состоит гранит? Кварц, полевой шпат, слюда.
-Какие полезные ископаемые используются в строительстве? Глина, известняк, песок, гранит.
-А как топливо? Торф, каменный уголь, нефть, газ.
Хозяйка подземных богатств
В своё царство не впустит нас
Пока об этих кладах
Мы не услышим рассказ.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с одним полезным ископаемым — каменным углем.
-Обратите внимание на цвет, хрупкость, блеск каменного угля, на то, что каменный уголь тяжелее воды.
Основное свойство – горючесть.
План изучения свойств каменного угля.
-Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?
-Проведите ногтем по породе.
Если остался след – то порода мягкая;
Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
— Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.
Физминутка
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”
-В недрах земли встречается три вида каменного угля: антрацит, обыкновенный каменный уголь и бурый уголь. Они отличаются, друг от друга по цвету, твёрдости, блеску и теплоте сгорания. Наиболее высоким качеством обладает антрацит. Он имеет чёрный цвет, с сильным металлическим блеском. Из всех видов ископаемого угля антрацит самый твёрдый и дает очень много тепла.
-Обыкновенный каменный уголь тоже чёрный, но без блеска, даёт меньше тепла, чем антрацит. Каменный уголь мягче антрацита, но тверже бурого угля.
-Бурый уголь представляет собой плотную, очень рыхлую землистую массу бурого, реже почти чёрного цвета, без блеска.
Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.
Карьер – это открытый котлован.
Шахта – это глубокий колодец.
Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу — человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы, пластмассы, удобрения, нафталин, капрон, взрывчатки, смола, краски.
-В нашей республике основные месторождения каменного угля находятся близ Караганды и Экибастуза. Карагандинский угольный бассейн открыл Апак Байжанов. Я прочитаю вам рассказ, как открывали Караганду.
-Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.
Карьер – это открытый котлован.
Шахты – это глубокие колодцы.
Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?
-А теперь отгадайте, о каком полезном ископаемом идет речь?
Загадки
1.Он очень прочен и упруг,
Строителям — надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
2.Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
3.Покрыают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
-Домашнее задание стр. 61-63 пересказ
Бережное использование.
— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. И этот урок я хочу закончить такими словами, их написал писатель П. Воронько «Лучше нет родного края»
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
-Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
-Лучше нет родного края!
Спасибо за внимание!