Нарисовать план школьного двора

К.С. ЛАЗАРЕВИЧ

Приступать к составлению плана местности можно тогда, когда учащиеся уже имеют представления о сторонах горизонта, азимутах, назначении и устройстве компаса, условных знаках и масштабе.

Если на листе бумаги нанесена какая-то точка местности — назовем ее начальной, известно и нанесено на этом же листе направление на север, то положение любой другой точки относительно начальной может быть определено, во-первых, азимутом направления на эту точку от начальной и, во-вторых, расстоянием между точками, наносимыми в выбранном масштабе.

Как наносят на план направления, мы объясним при описании хода съемки. Теперь же уделим внимание измерению расстояний.

Измерение расстояний

Рис. 1.
Счет шагов
тройками

Расстояния обычно измеряют лентой, размеченной на метры и сантиметры. Это может быть знакомый всем портновский сантиметр, но он короток, всего полтора метра. Чаще пользуются рулеткой, ее лента может достигать 20—30 метров. Когда ведут точные измерения, применяют стальную ленту длиной 20 м, ее длина проверяется очень тщательно. Сейчас применяют и другие, гораздо более точные и гораздо более сложные, инструменты, однако прямое измерение лентой еще производят часто.

Но порой бывает достаточно приблизительных измерений, тогда оценивают расстояния на глаз или считая шаги.

Можно считать шаги по одному, произнося (вслух или про себя) при каждом шаге: раз, два, три, четыре. Но на шестом-седьмом десятке шагов, когда нужно будет произносить (хотя бы и про себя) длинные числа — пятьдесят семь, пятьдесят восемь, пятьдесят девять, шестьдесят, шестьдесят один. — счет начнет от шагов отставать, придется замедлять ход. Большинство считает шаги парами: начав движение с левой ноги, считают только шаги правой: и — раз — и — два — и — три — и — четыре. Специалисты говорят, что при счете на одну и ту же ногу невольно наступаешь на нее сильнее, и она быстрее устает, а потому предпочитают считать тройками: и — и — раз — и — и — два — и — и — три — и — и — четыре. (рис. 1). Такой способ без привычки кажется неудобным, но когда научишься, начинаешь считать тройками без всякого труда; преимущество в том, что при движении с левой ноги нечетные шаги всегда приходятся на левую ногу, четные — на правую, это служит контролем.

Не нужно измерять длину одного шага, пары или тройки шагов. Отмерьте на местности 100 метров и пройдите их своим обычным ходом, без напряжения (чтобы шаги не получились слишком длинными), считая пары или тройки шагов. Если, например, в 100 метрах уложилось 50 троек, то 5 троек составят 10 метров; если в 100 метрах — 70 пар шагов, то в 10 метрах будет 7 пар. Но такие круглые числа бывают редко. Чтобы не считать каждый раз, составьте таблицу, округляя расстояние до метра; точнее не нужно, все равно шагами доли метра вы не уловите. Вот такой будет таблица, если в 100 м насчитали 44 тройки.

Число троек Метры Число троек Метры
1 2 8 18
2 5 9 20
3 7 10 23
4 9 20 46
5 11 30 68
6 14 40 91
7 16 44 100

Нетрудно посчитать, что, если пройдено 36 троек шагов (то есть 30 + 6), это будет 68 м + 14 м = 82 м. Сколько метров составят 17 троек? Сколько метров составят 42 тройки? После 100 метров начинайте счет снова, только не сбейтесь, сколько сотен метров пройдено. И помните, что для другого эта таблица годится только тогда, когда он насчитал в 100 метрах столько же троек.

Магнитная стрелка показывает не точно на север. Например, в Москве и Подмосковье стрелка отклоняется на 5—7° к востоку. Но мы это отклонение учитывать не будем.

Что приготовить для съемки

Чтобы составить план местности, нужно иметь следующее оборудование:

— лист чертежной бумаги (размер выберите сами, для начала хорош 20 х 30 см);

— карандаш, лучше всего Т или ТМ (какие обозначения соответствуют этим в иностранной маркировке?);

— планшет — фанерка или лист твердого картона; по ширине и длине больше листа бумаги сантиметров на 10;

— подставка для планшета; это может быть тренога (например, фотографический штатив) или просто заостренная палка, например лыжная, которую можно воткнуть в землю; крепить планшет на подставку не обязательно;

— канцелярские кнопки (4—5 штук);

— таблица длины шагов;

— линейка длиной 20—30 см;

Хорошо, если у линейки будет сверху ребрышко, по которому ее можно навести на нужный предмет. Это визирная линейка (рис. 2). Если визирной линейки нет, воткните в обычную плоскую линейку снизу две чертежные кнопки, по ним и будете наводить линейку на предмет (рис. 3).

Рис. 2.
Сечение визирной линейки

Приколите бумагу на планшет. Проведите вдоль края планшета стрелку — это будет направление север—юг. Такую же стрелку, параллельно, начертите вдоль края бумаги. Прикрепите на угол планшета компас так, чтобы направления на север на компасе и на планшете совпадали. Компас можно прикрепить к планшету липкой лентой (скотчем); можно просверлить в планшете отверстия и закрепить компас прочной ниткой. Но не используйте железную проволоку (например, скрепку): к ней будет притягиваться магнитная стрелка, и компас будет показывать неверно; медной или алюминиевой проволокой (от провода) воспользоваться можно.

Читайте также:  Сколько цветоносов может быть у орхидеи

Рис. 3.
Самодельная визирная линейка

Если есть хорошая, длиной не менее 10 м рулетка, можно воспользоваться ею для измерения расстояний, это проще и точнее, чем шагами; тогда таблица длины шагов не потребуется. Но все дальнейшее описание съемки построено применительно к измерению шагами.

Ход работы

Выйдите на тот участок, который вы собираетесь снимать.

Оцените его размеры, сравните с размерами листа бумаги и выберите масштаб будущего плана. Начертите вдоль края листа бумаги линейный масштаб, чтобы не нужно было в дальнейшем каждый раз вычислять расстояния. (Если участок большой, нужно выбрать более крупный или более мелкий масштаб по сравнению с тем, который нужен для маленького участка?) Найдите где-нибудь в середине снимаемого участка такую точку, которую в дальнейшем будет легко узнать, — это будет начало вашей съемки. Нанесите эту точку на бумагу в середине планшета.

Вам нужно нанести на план какую-то точку, находящуюся на некотором расстоянии от начальной, — это может быть, например, дерево, угол дома, поворот дороги. Станьте на начальную точку и расположите планшет горизонтально. Освободите (отстопорьте) стрелку компаса. Подождите, пока стрелка перестанет колебаться, и разверните планшет так, чтобы ее северный (темный) конец совпал с обозначением севера на шкале компаса. Вы повернули планшет так, что стрелка север—юг на нем действительно совпала с этим направлением. Поставить планшет в такое положение — значит ориентировать его (рис. 4).

Рис. 4. Ориентирование планшета:
а — планшет не ориентирован,
б — планшет ориентирован

Положите линейку на планшет таким образом, чтобы ее край проходил через нанесенную на бумаге начальную точку съемки, а направлена линейка была на ту точку, которую вам нужно нанести. Проведите линию по линейке. Край планшета и стрелка север—юг направлены на север — этого мы добились благодаря ориентированию планшета.
А линия, прочерченная на бумаге, составит со стрелкой север—юг такой же угол, какой составляет с направлением на север направление на снимаемую точку, он будет равен азимуту направления на эту точку. Таким образом, мы построили угол, равный азимуту, не измеряя его в градусах. Это значит, что можно использовать компас, не имеющий градусной шкалы.

Измерьте расстояние шагами до точки, которую вы наносите. Определите, сколько это будет метров. Пользуясь линейным масштабом, нанесите эту точку на бумагу на линии, которую вы провели.

И так можно нанести любую точку, которая видна с начальной точки съемки. Но редко удается снять весь участок с одной точки: часть его может быть не видна. Найдите точку, с которой видны те места участка, которые вам не удалось увидеть с начальной точки. Нанесите эту точку на план точно таким же образом: прочертите на нее направление и измерьте расстояние до нее. А потом идите на эту точку и продолжайте съемку с нее. Когда вы наносите точку, с которой в дальнейшем будете вести съемку, направление на нее и расстояние до нее нужно измерить особенно тщательно: ошибка в ее положении повлечет за собой смещение всех точек, которые будут сняты с нее. Не поленитесь проверить ориентировку планшета, измерить расстояние шагами дважды или трижды.

Иногда не удается измерить расстояние по прямой между двумя точками; например, между ними вырыта яма. Найдите какую-нибудь промежуточную точку, измерьте расстояние до нее, а уже от нее — до той точки, которую вы наметили вначале (рис. 5).

Рис. 5.
Непрямое измерение расстояния

На некоторые точки можно и вообще не ходить. Проведите направление на недоступную точку (назовем это первым направлением), а расстояние не измеряйте. Потом перейдите на другую точку, которая уже нанесена на план, и проведите направление оттуда на недоступную точку (второе направление). На пересечении линий, обозначающих эти направления, и будет недоступная точка; ее мы нанесли способом засечки (рис. 6).

Рис. 6. Засечка

Но точность измерения углов у нас не очень высока, поэтому расстояние между двумя точками, откуда мы производим засечку, должно быть достаточно большим, чтобы угол между первым и вторым направлениями составил 60—90°. Это наглядно показано на рисунке 7.

Рис. 7.
Засечка, произведенная неправильно (с точек 1 и 2) и правильно (с точек 1 и 3).
Серый фон показывает возможную ошибку в определении направлений;
пунктирной линией очерчена площадь, в пределах которой может
находиться точка, наносимая путем засечки с точек 1 и 2,
сплошной линией — с точек 1 и 3. Видно, что при засечке
с точек 1 и 3 она гораздо меньше

По этим точкам, пользуясь условными знаками, мы нарисуем план местности (рис. 8).

Рис. 8. План школьного двора

При съемке плана вы измеряли многие расстояния. Измерьте расстояние по плану между теми точками, между которыми оно не измерялось, а потом проверьте расстояние прямым измерением на местности. У вас почти наверняка получится некоторое расхождение, но если вы измеряли тщательно, оно будет невелико.

Школьные годы – это время формирования у подрастающего поколения физических, духовных основ, прочных знаний, необходимых для выбора будущей профессии. В этом процессе принимают активное участие не только семья, учителя, воспитатели, но и архитекторы, создающие проекты и чертежи строящихся домов, в которых дети проводят немалую часть своей активной жизни. Поэтому проект школы должен разрабатываться с учётом решения благородных задач подготовки ребёнка к взрослой жизни.

Планировка школы должна быть такой, чтобы дети, пребывая почти весь день на её территории, чувствовали себя комфортно и непринуждённо. Школа – это наиболее массовый вид государственных учреждений. Поэтому школьные здания прошлых лет строились по типовым проектам и не отличались большим разнообразием.

Какими они должны быть? На этот вопрос нет единого ответа. Хотя общие нормы их строительства разработаны давно. В связи с появлением частных учебных заведений начали строиться школьные корпуса с различными архитектурными решениями, стоимость которых самая разнообразная.

Этапы строительства

План возведения школьного комплекса состоит из нескольких составных частей.

Готовый проект школы и прилегающей территории

  • выбор территории расположения;
  • разработка проекта;
  • определение его бюджета, который будет включать стоимость всех работ, материалов стройки;
  • установка срока строительства с распределением по годам;
  • подготовка архитектурно-конструкторской рабочей документации;
  • согласование, утверждение проекта соответствующими инстанциями;
  • план организации конкурса подрядчиков;
  • непосредственное строительство.

Предпочтительно школьные здания возводить вблизи зелёных массивов, рядом со скверами, бульварами. Желательно, чтобы пути движения школьников на занятия не пересекались магистральными улицами с интенсивным движением автотранспорта. Учебно-жилой комплекс интерната со спальными помещениями строят в пригороде, или в тихой зоне города.

Современный проект школы-интерната

План застройки должен в обязательном порядке предусматривать наличие территории озеленения, площадь которой должна равняться примерно половине всего участка.

Основные виды школьных комплексов

Прежде чем разрабатывать план строительных работ, определяют, каким должно быть будущее учебное заведение. Школьные комплексы классифицируются по назначению:

По направлению организации обучения:

  • музыкальные;
  • с глубоким изучением некоторых дисциплин;
  • с обучением на иностранных языках;
  • со спортивным уклоном и др.

Проект и план будущего учебного корпуса разрабатывается с учётом назначения, а также того или иного направления процесса обучения. Соответственным должно быть оборудование каждого класса и лабораторий: с высокими акустическими характеристиками, возможностью подключения сложной аппаратуры, кабинками для прослушивания аудиозаписей и т. п.

Типовая планировка школьного здания

Главным фактором, определяющим масштабы здания, является количество учеников. На основе этого показателя разрабатывается план и размеры школьного строения. В соответствии с типовым проектом предельное число учащихся для общеобразовательного учебного заведения – 1728, для интерната – 560.

Установлена наполняемость классов: от первого до восьмого класса – 40 мест, для старшеклассников – 36, а для вечерних школ – 20. Площадь помещения для учёбы рассчитывается просто – не менее 1,5 кв. м на каждого ученика.

Площадь школьного класса – не менее 50 кв. м. Высота от пола до потолка не должна быть меньше 3 м. Соблюдение этих норм обеспечивает комфортное обучение, но повышает стоимость строительных работ и дальнейшей эксплуатации здания. Однако эти показатели являются среднестатистическими.

Проект и планировка территории школы

План их может отражать, но при его реализации цифры корректируются фактическими потребностями, обусловленными демографическими факторами.

По композиционному устройству школьные комплексы бывают:

Централизованное решение: один учебный корпус относительно небольшой вместимости, к которому на этой же территории примыкают постройки со спортивным залом, учебными кабинетами, другими необходимыми помещениями. Преимущества такой школы: благодаря компактности высокая теплосберегаемость, короткие переходы, невысокая стоимость эксплуатации построенного учреждения.

Расположение учебных заведений на плане школы

Такие комплексы в большей мере подходят для строительства на ограниченных участках, а также в северных районах, где немаловажным фактором является минимизация площади охлаждения.

План школы павильонного типа: весь учебный комплекс составляют корпуса, не имеющие прямой связи между собой. Их строят в сейсмических регионах, а также на территории с крутым наклоном рельефа местности. Положительные стороны такого архитектурного решения: изоляция от шума, запахов помещений соседнего здания, а также на случай оползней, землетрясений. Она же является отрицательным фактором, ухудшающим взаимосвязь помещений и высокую стоимость строительных работ за счёт удлинения коммуникаций.

Блочный комплекс

Самый распространённый тип школ – это блочный, состоящий из соединённых корпусов. Его следует рассмотреть подробнее. Поэтажный план такого здания должен включать:

  1. Три функциональных блока: два боковых учебных и один на всей пришкольной территории в качестве открытой зоны.
  2. Просторный вестибюль со свободным доступом в любую часть школьного здания. Он может быть централизованным или разделённым отдельно для каждой возрастной группы.
  3. Подъезд, обеспечивающий вход не только здоровых детей, но и инвалидов-колясочников. Для этого он оборудуется пандусом, пешеходными дорожками с небольшим уклоном и пониженными поручнями.
  4. Ограждение территории с удобными подходами со стороны больших микрорайонов города.
  5. Изоляцию от школьного двора парковочных участков как для машин своих сотрудников, так и для временной стоянки автомобилей родителей, подвозящих детей.

Проект обустройства школьной территории

Оба учебных блока планируются в три этажа. Но в городской застройке допускаются четырёхэтажные учебные здания. На верхнем ярусе недопустимо размещение классов для младших школьников. Увеличение этажности снижает стоимость затрат на коммуникации, прокладка которых может значительно сократиться. Это подтверждает практика строительства одноэтажных зданий для начальных школ.

Каждое здание размещается на территории так, чтобы дневное освещение было достаточно хорошим, а солнечный свет не отражался от классной доски, мешая восприятию написанной на ней информации.

Если солнце светит прямо в глаза ученикам, при оборудовании каждого класса надо предусмотреть наличие козырьков или регулируемых жалюзи. Но это не должно быть причиной размещения классов на северной стороне учебного корпуса. В одном корпусе находятся учебные комнаты с оборудованием, соответствующим возрасту учеников, учительская, медпункт, лаборатории, кабинеты, мастерские для производственного обучения.

Обустройство и дизайн школьной лаборатории

Все помещения имеют свободный выход на открытую пришкольную зону. Наиболее распространённая планировка – продольные классные комнаты с односторонним дневным освещением. Реже они строятся квадратные и поперечные с окнами по обе стороны класса.

Во втором блоке размещают:

  • спортзал с раздевалкой, душем, туалетами для девочек и мальчиков;
  • столовую с баром для витаминных напитков;
  • библиотеку, читальный зал;
  • мастерские для уроков труда;
  • компьютерные классы;
  • актовый зал с эстрадой, костюмерной;
  • лыжную базу;
  • школьный медпункт.

В наши дни строятся четырёхблочные школьные комплексы, в которых четвёртый блок полностью предназначается для учащихся подготовительных и начальных классов, групп продлённого дня. Малыши имеют оборудованные специально для них учебные помещения, свои гардеробы, санузлы. Им необходимы спальни, кабинет логопеда.

Всё это в рамках этого же здания. Такой тип учебных заведений соответствует европейской психологической модели, проповедующей изоляцию возрастных групп, в отличие от американской теории, предлагающей их тесный контакт.

Спортзал планируется на первом этаже и имеет самостоятельный выход на спортплощадки, которые находятся на пришкольной территории. В некоторых отечественных школах и за рубежом идут эксперименты по обустройству гардеробов поэтажно или по классам. Строительство столовой также планируется на первом этаже здания или же в цоколе здания между корпусами. Обслуживание всего состава учащихся, как правило, не более четырёх посадок за смену. Котельная оборудуется в подвале, там же – подсобные помещения для хранения хозяйственного инвентаря.

Пришкольный участок обеспечивает нормальную учебно-воспитательную и оздоровительную работу.

Обустройство прилегающей школьной территории

План примыкающей к школе территории должен включать:

  • физкультурно-оздоровительный комплекс со стадионом, спортплощадками для игры в волейбол, баскетбол;
  • зоны для подвижных игр детей разного возраста;
  • площадку со скамейками для бесшумного отдыха;
  • хозяйственную зону;
  • по возможности наличие учебно-опытных участков.

Стоимость школьного корпуса без оборудования и мебели каждого класса составляет примерно 62–68% всех затрат на строительство комплекса. Снижение расходов зависит от качества планировочных решений и использования современных, сравнительно недорогих, но качественных строительных материалов. Компактность, многоэтажность построек влияет на их эксплуатационные характеристики.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Составление плана школьного двора МКОУ «СОШ №3» способом полярной съёмки.

«Деятельность — единственный путь к знанию».

Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

Цель работы: научиться составлять план местности заданной территории.

Объект исследования: территория школьного двора МКОУ "СОШ №3" г.Михайловска.

В данной работе нами был использован метод полевых исследований и наблюдений, а так же метод полярной и маршрутной съёмки местности.

Составить план местности (или, иначе говоря, произвести ее съемку) — значит изобразить эту местность на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных знаков.

В своей работе мы использовали полярную и маршрутную съёмку местности.

1) Полярная съёмка производится из одной точки, с которой виден весь участок.

2) Маршрутная съёмка

Маршрутная съёмка производится по ходовой линии.

По пути обозначаются предметы, угодья, находящиеся

слева и справа от дороги, насколько видно на открытой местности.

Для этого мы вспомнили классификацию виды условных знаков планов местности и что они обозначают.

— Площадные ( населённые пункты, здания, луг, поле и т.д.)

— Линейные (дорога, река и т.д)

— Внемасштабные (башни, памятники и т.д.)

— Пояснительные(направления течения реки, отметки высот и т.д.)

Этапы работы на местности

1этап.Выбор точек отсчёта.

1 точка — Центральные ворота — вход в школу.

2 точка — Мастерская.

3 точка — с-з часть здания школы.

2 этап. Выбор оборудования.

Для составления плана местности нам потребовалось:

Карандаш, ластик, цветные карандаши, булавка

В первую очередь нам понадобилось вспомнить как измеряется расстояние на местности:

1. Вспомнить среднюю длину своих пар шагов

2. Измерить указанное расстояние парами шагов

например 110 п.ш.

3. Умножим среднюю длину пары шагов на число пар шагов

1,2 м х 110 п.ш. = 132 м

Так же нужно знать, что расстояние до заданной точки можно измерить другим оборудованием.

Но мы использовали пары шагов.

4этап. Определение азимута до объектов.

Азимут – угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет.

5 этап. Заполнение таблицы.

6 этап . Камеральная обработка полученных данных.

Взяли чистый лист бумаги

Отметили на нём стрелочку С-Ю , масштаб съёмки и свои Ф.И.

Положили свою работу выполненную на местности на чистый лист бумаги так, чтобы линии С-Ю совпадали по направлению

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector