1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) (не) навидящий взгляд
2) (не) возмутимый человек
3) (не) прочитана книга
4) (не) начатое сочинение
2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) (не) примиримые противоречия
2) (не) доумевающий взгляд
3) (не) обозримые просторы
4) ничем (не) нарушаемая тишина
3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) (не) замеченная мною ошибка
2) (не) решённая задача
3) (не) зависимый человек
4) (не) склоняемые существительные
4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) (не) решённая, а списанная задача
2) (не) причёсанный ребёнок
3) (не) умытое лицо
4) (не) выученные правила
5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) (не) дооценённый поступок
2) (не) засеянное поле
3) (не) ожиданная встреча
4) (не) остывший от зноя
6. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.
1) ещё (не) распустившиеся цветы
2) фильм (не) просмотрен
3) теорема (не) доказана
4) (не) промокаемый плащ
7. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.
1) (не) досоленный суп
2) (не) прикоснувшийся к земле
3) поля ещё (не) засыпаны снегом
4) (не) прочитанная мною книга
8. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.
1) (не) верящий, а всегда сомневающийся человек
2) (не) прикрытые листвой деревья
3) (не) удавшаяся экскурсия
4) (не) замеченные охотниками следы
9. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.
1) (не) освещённый, а полутёмный лес
2) (не) выученный урок
3) (не) расцветший, а увядший цветок
4) (не) скошенная на поле трава
10. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.
1) (не) успевшие облететь листья
2) поля (не) убраны
3) (не) расчищенные дорожки парка
4) никому (не) доставшиеся сокровища
2 часа
7-й класс
I. Проверка теории при выполнении практических заданий.
У доски три ученика: одному предлагается восстановить в опорном конспекте пропущенные компоненты и составить рассказ о слитном и раздельном написании не с причастиями. Второй выполняет задание, демонстрируя знание слитного или раздельного написания причастий. Третий делает синтаксический разбор предложений.
Класс в это время пишет словарный диктант.
Задание 1. Восстановите пропущенные компоненты опорного конспекта.
1. Без не не употребляется.
3. С краткими причастиями.
1. Есть противопоставление с союзом а.
Задание 2. Решите, как писать, – слитно или раздельно. Раскройте скобки.
(Не)выученный урок, (не)открытая книга, (не)расцветший, а увядший росток, урок (не)окончен, (не)завершенное вовремя дело, (не)скошенная на поле трава.
Задание 3. Сделайте синтаксический разбор этих предложений. Раскройте скобки. Расставьте знаки препинания, графически их объясните.
1. На дворе шумел дождь (не)успокаивающийся вторые сутки.
2. (Не)успевшие облететь листья дрожали на ветру.
3. Редкие поля (не)убраны и оставлены до весны.
Ненаряженная елка, неподготовленная доска, не уважающий других, неразношенные сапоги, не сшитый, а связанный костюм, недостижимая цель, негодующий учитель, не рассказанная на ночь сказка, еще не подогретый обед, ничем не отмеченный день, не нуждающиеся в совете, нескошенная трава, напиток не допит, правило не выучено.
II. Проверка и оценка работ у доски.
Выполненные работы оценивает и проверяет класс.
III. Работа в парах и группах.
Класс делится на пары. На две пары дается по одной (одинаковой) карточке. Одинаковые пары объединяются в группы для взаимопроверки работ.
Учитель занимается с теми учениками, чьи знания требуют коррекции, затем эта группа получает индивидуальные задания.
Материал для учителя
А. Словарный диктант. Каждый ученик из группы объясняет написание одного словосочетания.
Непримятая трава, трава не примята, не примятая машинами трава, не поставленная на место книга, не забытая, а созданная вновь песня, невыученное стихотворение, лошадь не запряжена, неприкрытая форточка.
Б. Пунктуационный диктант. Задание ученику: объясните знаки препинания. (Проводится аналогично заданию А.)
1. Начался мелкий неуспокаивающийся дождь. 2. Из поезда мы видели голые скалы, леса с еще не распустившимися почками. 3. Первым делом он насобирал дров, перекладину соорудил, котелки с водой повесил над еще не зажженным костром. 4. Степным ветрам не писаны законы.
КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ (ГРУППАХ)
(для сильных учащихся)
К-1. Перестройте предложения так, чтобы не с причастиями писалось раздельно.
1. В эту осень не было золотых деньков, не сияли березовые перелески под негреющим солнцем, не полыхали багрянцем осины, не заметало тележные колеи шуршащей листвой. (В.Тендряков) 2. И причитает во всю ширь полей, во всю глубь неба, до водянистых звезд, несмазанное колесо. 3. Торжественно гремели из-за пыльного кустарника невидимые цикады. 4. Быстро, но осторожно, чтобы никому не попасться на глаза, они перебегали дорожки, ныряли в чащу кустарника, пролезали через колючие ограды, ползли вверх, спускались вниз, ничего не оставляя на своем пути незамеченным.
К-2. Спишите, расставьте пропущенные знаки и вставьте буквы. Раскройте скобки.
(Не)осмысленные понятия легко забываются Правила хорошо помниш_ если они (не)вызубрены а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не)понятное осознать (не)осознанное. И главное ра_таться с (н_)чем (не)оправданной уверенностью что все произойдет само собой. (Не)ослабевающий интерес к миру ваш союзник в учебе. Этот путь (не)закрыт любому.
Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Согласны ли вы с ней? Выразите свое мнение.
К-3. Перестройте предложения так, чтобы не с причастиями писалось слитно.
1. Короткие осенние дни замелькали передо мной, как никогда не виданные станции, сверкающие огнями на пути скорого поезда. 2. Дорога в Каменку пролегала через старый, подгнивший мост, мимо покрытых еще не скошенной травой заливных лугов и мимо мелких протоков, заросших высоким густым камышом. (А.Гайдар) 3. На пути стоял хутор, отрадно целый, обойденный войной. И врезался в память один дом, ничем, ровно ничем не отличающийся от других.
К-4. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Раскройте скобки.
(Не)которые предпр_ятия сл_вают (не)очищенные химические отходы в чистые вод_емы. Рыба (не)живущая в грязной воде погиба_т. Но даже выживая, она ни копченой ни жареной (не)пр_годна для еды. (Не)понимающие или (не)желающие понять и решать проблемы д_ректора заводов только пож_мают плечами. А в это время (не)выдерживающая загр_знения природа гибн_т. В наше время уже нельзя пить (не)кипяченую воду. (Не)загрязняйте вод_емы!
1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
2. Определите тип речи и стиль текста. Докажите свое мнение.
К-5. Запишите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Объясните написание не с причастиями. Расставьте знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Архитектор строивший станц_ю выбрал для ее отделки этот суровый, скромный и благ_родный мета(л,лл) некогда шедший на брелоки и на разменную монету. (Не)ржавеющей сталью отделана она. Эта сталь (не)боится ржавчины. Под площадью находится чудесный дворец, самая красивая из станц_й московского метрополитена — «Маяковская». Строгий и (не)гнущийся прочный и верный мета(л,лл) сродни стиху Маяковского. (Л.Кассиль)
КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ С УЧИТЕЛЕМ
К-1. Слитно или раздельно? Графически объясните написание.
1. Для знающего мир светел, для (не)знающего — темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)знающий меры будет горевать в богатстве. 4. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 5. Письмо так и осталось (не)отправленным. 6. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 7. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 8. Я отвел от него (не)доумевающий взгляд. 9. День зачета был еще (не)назначен. 10. Он принял совсем (не)обдуманное решение.
К-2. Спишите, выбирая правильное написание. Укажите причастные обороты, расставьте пропущенные знаки препинания.
1. В саду стоял (не)проницаемый мрак. 2. (Не)тронутый снег густо покрывающий веранду был похож на ватную подстилку для рождественской елки. 3. Теперь в (не)освещенной комнате было очень тихо. 4. В легкой синеве неба еще (не)потеплевшего после ночи розовело одно тонкое облачко.
К-3. Слитно или раздельно?
(Не)ослабевающие, а крепнущие связи. Результат (не)выверен. (Не)избалованный родителями ребенок. (Не)подготовленное выступление. (Не)потускневшая от времени фотография. Задание (не)выполнено. (Не)оконченная рукопись. (Не)законченный портрет. (Не)скрываемая симпатия.
Перетяжка стульев ремонт мебели на дому remebell.ru.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Цели:
Образовательные:
Познакомить учащихся с правильным написанием не с причастиями.
Развивающие:
Закрепить умение написания не с разными частями речи.
Расширить словарный запас учащихся , их кругозор.
Воспитательные:
Воспитывать умение самостоятельно работать , обобщать и делать выводы.
Подготовка к изучению нового материала
Записывают слова в 2 столбика:1-раздельное , 2 — слитное
Сообщение темы урока
Знакомит с темой урока
Ставят себе цель : выполнить задание на карточках ,достичь той отметки , которую желают получить за урок.
Самостоятельное изучение нового материала.
Знакомятся с теоретическим материалом.
Восстанавливают пропущенные компоненты опорного конспекта.
Самостоятельная работа. Итог урока
Раздает карточки , оказывает индивидуальную помощь.
7 Итог урока 1 мин. Подведение итогов. Проверяет совпадение результатов.
Доброе утро! Я рада всех вас приветствовать на уроке русского языка. Сегодня на уроке мы будем изучать новое , но чтобы новое изучать , нужно прошлый материал повторять. С этого мы и начнем наше занятие. Откройте рабочие тетради , запишите число , классная работа. Оставьте одну строчку для записи темы урока. Ее вы попробуете сформулировать сами.
2. Подготовка к изучению материала
-А что же мы будем повторять ?
Посмотрите на слова и сформулируйте тему повторения. Запишите в 1 столбик- слитное написание , 2-раздельное.Не забывайте знаком ? выделять те слова , которые вызывали сомнения.
(Не)вежда , (не)заметить , (не)широкая , а рыбная река ,(не)читавший книгу ,(не)вежа , (не)глубокий , а мелкий пруд ,ничуть (не)красивый ,(не)навидеть ,(не)приятель ,(не)прочитанная книга , книга (не) прочитана , (не)навидящий взгляд.
3. Сообщение темы.
Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?
Поставьте цели урока.
4.Самостоятельное изучение нового материала.
5. Первичное закрепление
Восстановите пропущенные компоненты опорного конспекта.
Не с причастиями
1. Без не не употребляется 1.Есть противопоставление с союзом а
3.С краткими причастиями.
( работа по карточкам )
- Решите , как писать ,- слитно или раздельно. Раскройте скобки.
(Не)выученный урок , (не)открытая книга ,(не)расцветший , а увядший цветок , урок (не)окончен ,(не)завершенное вовремя дело , (не)скошенная на поле трава.
- Раскройте скобки. Расставьте знаки препинания , графически их объясните.
На дворе шумел дождь (не)успокаивающийся вторые сутки. (Не)успевшие облететь листья дрожали на ветру. Редкие поля (не)убраны и оставлены до весны.
1.Перестройте предложения так , чтобы не с причастиями писалось раздельно.
Торжественно гремели из-за пыльного кустарника невидимые цикады. Не сияли березовые перелески под негреющим солнцем.И причитает во всю ширь полей , во всю глубь неба , до водянистых звезд , несмазанное колесо.
2.Запишите пять- шесть словосочетаний на разные случаи правописания не с причастиями.
1.В каком примере не пишется слитно?
1) (не)спавший от усталости
2) телеграмма (не)отправлена
3)(не)расчищенные дорожки парка
4) еще (не)выкрашенные стены
2.В каком ряду все слова с не пишутся раздельно?
1)еще (не)решенная задача ; (не)глубокая , но широкая речка; статья (не)написана
2) (не)исправленная вовремя ; вовсе (не)спавший ; (не)потревоженные утки
3)(не)исследованная геологами; дорожки (не)расчищены;(не)скошенная ,а вытоптанная трава
4) очень (не)красивый поступок; книга (не)прочитана; далеко (не)легкое дело
3. В каком ряду все слова с не пишутся раздельно?
1)(не)знавшие страха; (не)взошедшее солнце; (не)большой , аглубокий пруд
2) калитка (не)закрыта; (не)погасший костер; (не)останавливающийся ни на минуту
3) (не)решенная , а только начатая задача; (не)остывший от зноя; местность (не)исследована
4) вовсе (не)интересный фильм;ничем (не)оправданный поступок; (не)затворенная дверь
4.В каком ряду оба слова пишутся с не раздельно?
1) чай (не)заварен; (не)настная погода
2) (не)могу дождаться; еще (не)накормленный пес
3)(не)напечатанные документы; (не)высокие кусты
4) (не)сколько листов бумаги; (не)было этого
1.Слитно или раздельно? Раскройте скобки, выделите орфограммы.
(Не)исправленная вовремя ошибка , (не)вспаханное поле , роман (не)дописан , (не)сжатая полоса , (не)упокоившееся море , (не)забываемое впечатление , телефон (не)отремонтирован , калитка (не)закрыта , (не)написанное вовремя сочинения.
- Раскройте скобки. Расставьте знаки препинания , графически их объясните.
Начался мелкий (не)успокаивающийся дождь. Из поезда мы видели голые скалы , леса с еще (не)распустившимися почками.Степным ветрам (не)писаны законы.
1 Перестройте предложения так , чтобы не с причастиями писалось раздельно.
Нескошенный луг пестрел цветами. Ошибка в работе осталась незамеченной.
2.Вставьте пропущенные буквы , раскройте скобки. Составьте предложения со словосочетаниями.
Н…..кем (не)прочитанные журналы , н…. о чем (не)говорящие факты , н…..кому (не) доставшиеся сокровища.
- Слитно или раздельно ? Раскройте скобки , обозначьте орфограмму.
(Не)ослабевающие , а крепнущие связи , (не) устаревшее оборудование, результат (не) выверен, (не) избалованный родителями ребёнок, (не) подготовленное выступление, (не) потускневшая от времени фотография, издание (не) переработано, (не) оконченная рукопись, (не) законченный портрет, (не) скрываемая симпатия.
2.Напишите, какие случаи написания не с причастиями встречаются в предложениях.
1.(Не) распиленное бревно лежало посреди двора.
2.(Не) вычищенные с вечера хозяйские сапоги валялись у крыльца.
3.(Не) распахнутые, а плотно закрытые двери и окна говорили о том, что хозяин погружён в крепкий спокойный сон.
1.Перестройте предложения так, чтобы не с причастиями писалось слитно.
Под окном стоял ещё не облетевший клён. Он принял совсем не обдуманное решение.
2.Спишите, выбирая правильное написание. Укажите причастные обороты, расставьте пропущенные знаки препинания.
В саду стоял (не) проницаемый мрак. Теперь в (не) освещённой комнате было очень тихо. (Не) тронутый снег густо покрывающий веранду был похож на ватную подставку.
1.Слитно или раздельно?
Раскройте скобки, выделите графически орфограммы.
(Не) забываемый подвиг, (не) скошенный луг, (не) выполненное поручение, сказать (не) правду, (не) кого расспросить, (не) с кем поделиться, экскурсия (не) состоялась, ошибка (не) отмечена, задача (не) решённая, а только начатая,, (не) приятель (не) обнаружен.
2.Спишите предложение. Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Книги (не) прочит…ы, ноты (не) убр…ы, цветы (не) политы, письма до сих пор (не) написаны.
В данном предложении не с причастиями пишется__________________________________, так как _________________________________.
1.Спишите, расставьте пропущенные знаки и вставьте буквы. Раскройте скобки.
(Не) осмысленные понятия легко забываются. Правила хорошо помниш… если они (не) вызубренные а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не) понятое осознать (не) осознанное. И главное ра…таться с (ни) чем (не) оправданной уверенностью, что всё произойдёт само собой.
2.Выполните синтаксический разбор предложения.
Во двор вошла хозяйка отводившая внучку в школу находящуюся в соседнем селе.
Учебник русского языка ( Е.В.Бунеева , Р.Н. Бунеев.)
МОУ «Красновишерская основная общеобразовательная школа № 4»