Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. (НЕ)ВЫСОКОЕ облачное небо виднелось над горами.
2. Бывают, как нам часто кажется, ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ встречи с людьми, но общение с ними может стать началом долгой дружбы.
3. В этом городе редко встретишь праздного, ничем (НЕ)ЗАНЯТОГО человека.
4. Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.
5. Застройка Санкт-Петербурга с его бурыми железными крышами вовсе (НЕ)РАССЧИТАНА на то, чтобы её рассматривали сверху.
(НЕ)ВЫСОКОЕ пишем слитно, потому что прилагательное можно заменить синонимом (низкое небо) и нет противопоставления с союзом А
невысокое
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Идея биогенеза, основанная на древних восточных религиях, представляет собой гипотезу космического происхождения жизни на Земле, согласно которой жизнь существует во Вселенной вечно.
2. О космическом происхождении жизни на Земле, как гласит идея биогенеза, свидетельствуют наскальные изображения «семян жизни» – предметов, похожих на летательные аппараты.
3. Согласно персидским религиозным представлениям появившиеся на Земле «семена жизни» размножились и дали начало эволюции во Вселенной.
4. В соответствии с идеей биогенеза, основанной на древних восточных религиях, жизнь во Вселенной существует вечно, а на Земле она появилась благодаря занесённым из космоса простейшим организмам или их спорам.
5. Гипотеза биогенеза гласит, что жизнь на Землю из космоса могла быть занесена с помощью космических кораблей, присланных внеземными цивилизациями.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
5. Вне зависимости от
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, -я, ср.
1. Знание, понимание чего-н. Не иметь никакого представления о чём-н. Составить себе п. о чём-н. Книга даёт хорошее п. о предмете.
2. Письменное заявление о чём-н. (офиц.). П. прокурора (акт прокурорского надзора).
3. Предъявление, сообщение чего-н. кому-н. П. документов суду.
4. Театральное или цирковое зрелище, спектакль. Первое п. новой пьесы. Самодеятельное п.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.
2. В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям.
3. В этом году издательством впервые был выпущен календарь ПАМЯТНЫХ дат.
4. ЛЕСНЫЕ рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.
5. В ГАРАНТИРОВАННОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
более ШЕСТИСТА лет
ВЗГЛЯНИ на картину
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 1) Успехи, которые достигнуты без особого труда, не должны успокаивать нас. |
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 2) Сидевший за столом чиновник спросил посетителя, какое у вас ко мне дело. |
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 3) Значительно различаясь словарным составом и грамматическим строем, языки мира обладают при этом общими структурными свойствами. |
Г) ошибка в построении сложноподчинённого предложения | 4) Вопреки предсказанию синоптиков началась метель. |
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью | 5) Творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдававшей свои симпатии камерному музицированию. |
6) Благодаря различных стилевых вкраплений в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования. | |
7) Выделив все грамматические основы, устанавливается структура предложения. | |
8) МГУ отпраздновало свой юбилей. | |
9) В результате раскопок учёные установили то, что ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение. |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. (НЕ)ВЫСОКОЕ облачное небо виднелось над горами.
2. Бывают, как нам часто кажется, ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ встречи с людьми, но общение с ними может стать началом долгой дружбы.
3. В этом городе редко встретишь праздного, ничем (НЕ)ЗАНЯТОГО человека.
4. Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.
5. Застройка Санкт-Петербурга с его бурыми железными крышами вовсе (НЕ)РАССЧИТАНА на то, чтобы её рассматривали сверху.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Пруд в парке, затянутый (ТЁМНО)ЗЕЛЁНОЙ ряской, стоял БУД(ТО) громадное чёрное зеркало.
2. (В)ТЕЧЕНИЕ часа разговор не смолкал: говорили в основном (НА)СЧЁТ предстоящего путешествия.
3. Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.
4. (В)ПРОЧЕМ, только неожиданный снегопад может заставить пернатых лететь дальше, (НЕ)ВЗИРАЯ на ветер и стужу.
5. С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н.
Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, потолки расписа(2)ы масля(3)ыми красками, на полах – настоящие персидские ковры.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. На столе лежали как журналы и газеты так и книги.
2. В Суздале и Пскове и Ростове Великом творили великие мастера.
3. Книга не только вводит читателя в богатый мир русского языка но и раскрывает законы языковой гармонии.
4. Мы выехали на тракт и скоро миновали посёлок и стоящую возле него церковь.
5. Вспомните каменную громаду Георгиевского собора под Новгородом или деревянную сказку Кижей!
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Утром метель улеглась, было тихо, только изредка набегал прохладный ветер (1) приподнимая (2) покрытые инеем (3) гривы лошадей (4) да шевелил ветви деревьев.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Всё (1) казалось (2) замерло перед надвигающейся бурей. На улицах (3) к счастью (4) не было ни людей, ни машин.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В печати не раз появлялись статьи (1) авторы (2) которых (3) пробуют объяснить загадки древней истории (4) с помощью гипотезы о космических пришельцах.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Оттепели всё чаще (1) но (2) пока ночи морозны (3) стеклянная бахрома сосулек не плавится (4) снег не тает.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом романе мне показалось особенно интересным то, что герой целеустремленно стремится к намеченной цели.
(1)Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (2)Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? (3)Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…
(4)Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице. (5)Уже поздно, давно выпил свою вечернюю чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. (6)Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. (7)Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!
(8)Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая – лицо её не больше пуговки.
(9)Но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она улыбнулась мне. (10)Мне нравится видеть её такой крошечной. (11)Я прищуриваю глаза ещё больше, и она делается ещё меньше. (12)Но я пошевелился – и очарование разрушилось. (13)Я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. (14)Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.
– (15)Ты опять заснёшь, Николенька, – говорит мне maman, – ты бы лучше шёл наверх.
– (16)Я не хочу спать, maman, – ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.
(17)Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаёшь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам.
(18)Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной; maman сказала, что сама разбудит меня. (19)Это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос: «Вставай, моя душечка: пора идти спать».
(20)Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. (21)Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку.
– (22)Вставай же, мой ангел.
(23)Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекочут меня. (24)В комнате тихо, полутемно; мамаша сидит подле самого меня; я слышу её голос. (25)Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди.
(26)Она ещё нежнее целует меня.
(27)После этого, как, бывало, придёшь наверх и начнёшь укладываться в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Люблю папеньку и маменьку». (28)Помню, завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, но о чём они?
(29)Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие.
(30)Вспомнишь любимую фарфоровую игрушку – зайчика или собачку – уткнёшь её в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. (31)Ещё подумаешь о том, чтобы было счастие всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, и уснёшь тихо, спокойно.
(32)Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? (33)Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни?
* Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – русский писатель, мыслитель, просветитель, почётный академик Петербургской академии наук.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Выпив чашку молока с сахаром, Николенька укладывался на кресло, под звуки голоса своей мамы погружался в сон, сквозь который чувствовал, как она нежной рукой проводит по его волосам.
2. Мама рассказчика всегда стеснялась взглядов посторонних людей и избегала ласкать своего сына прилюдно.
3. Воспоминания рассказчика о детстве связаны с образом любящей его матери и являются для него источником наслаждений.
4. В детстве рассказчик чувствовал себя беззаботным, весёлым, испытывал сильную потребность любви.
5. Мама Николеньки никогда не разрешала сыну задерживаться по вечерам в гостиной и относила его в кроватку.
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1. В предложениях 1–3 представлено рассуждение.
2. Предложение 8 содержит элементы описания.
3. В предложениях 12–14 представлено повествование.
4. Предложение 25 называет причину того, о чём говорится в предложении 24.
5. В предложениях 32, 33 представлено повествование.
Из предложения 31 выпишите синонимы (синонимическую пару).
Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Рассказывая о детстве героя, автор нередко использует приём – (А)_______ («счастливая» в предложении 1). С этой порой у героя связаны тёплые воспоминания, что выражает троп – (Б)________ («сладкие грёзы» в предложении 16, «нежная рука» в предложении 17, «чистой любовью и надеждами на светлое счастие» в предложении 29). Синтаксическое средство – (В)________ («Николенька» в предложении 15, «моя душечка» в предложении 19, «мой ангел» в предложении 22) – помогает создать образ мамы героя. Использованное в конце текста синтаксическое средство – (Г)________ (предложения 32 и 33) – позволяет автору обратиться напрямую к читателям».
1) разговорная лексика
5) вопросительные предложения
6) восклицательные предложения
9) лексический повтор
Часть 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.
Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.
(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.
Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.
В первую очередь необходимо определить часть речи.
1)Не меньше. ВСЕГДА пишется раздельно. Необходимо запомнить.
2)Воздух, ещё не ставший знойным. Причастие. Есть зависимые слова. Раздельно.
3)Не сули. Глагол. Употребляется без НЕ, поэтому пишем раздельно.
4)Неправильные, но приятные черты лица. Прилагательное. Союз НО не даёт противопоставления. Можно подобрать синоним. “Неправильный” = “специфический”. Слитно.
5)Не желание. Существительное. Есть противопоставление с союзом А. Раздельно.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Всё в природе замерло до рассвета: уже (НЕ)ВОЛНОВАЛАСЬ рожь, и шелест её стеблей не тревожил птиц.
Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.
Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд.
Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.
Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.
В первую очередь необходимо определить часть речи.
1) Не волновалась рожь. Глагол. Употребляется без НЕ, поэтому пишем раздельно.
2) Нетерпеливого ожидания. Прилагательное. Заменяем синонимом. Нетерпеливый = скорый. Слитно.
3) Облаков, не скрывающих собою звёзд. Причастие. Есть зависимые слова. Раздельно.
4) Не все. Местоимение (определительное). Местоимения этого разряда всегда пишутся раздельно с НЕ.
5) Не интересуясь. Деепричастие. Употребляется без НЕ. Раздельно.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов.
Василиса вернулась домой, (НЕ)УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея.
Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи.
В рассказе И.С. Тургенева “Несчастная” герой говорит о впечатлении, которое произвела на него соната, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
В первую очередь необходимо определить часть речи.
1) Невнятный ответ. Прилагательное. Заменяем синонимом. Невнятный = расплывчатый. Слитно.
2) Не успев сделать самого главного. Деепричастие. Употребляется без НЕ. Раздельно.
3) С ещё не зажившими (ранами). Причастие. Есть зависимое слово (ЕЩЁ). Раздельно.
4) Не слышал. Глагол. Употребляется без НЕ, поэтому пишем раздельно.
5) Не осознавая своего предназначения. Деепричастие. Употребляется без НЕ. Раздельно.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Живопись И.К. Айвазовского получила признание зрителей (НЕ)ОБЫКНОВЕННО рано: уже в юности за этюд “Воздух над морем” художнику была присуждена серебряная медаль.
Автор проекта понимал: реконструируя старую часть города, ему придётся принять отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ решение.
Поэзия А.А. Ахматовой возвращает вещам первозданный смысл и останавливает внимание на том, что мы в обычном состоянии (НЕ)ОЦЕНИВАЕМ.
(НЕ)ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ всю ночь сильный восточный ветер поднял большие волны.
С тёмного неба, из лохматых туч, в смятении давящих друг друга, (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ, раздаются раскаты грома.
В первую очередь необходимо определить часть речи.
1) Необыкновенно. Наречие (образованное от прилагательного). Заменяем синонимом. Необыкновенно = исключительно. Слитно.
2) Отнюдь не простое решение. Прилагательное. Если есть пояснительное слово (усиление отрицания), то ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ пишется с НЕ раздельно. Пояснительное слово — ОТНЮДЬ.
3) Не оцениваем. Глагол. Употребляется без НЕ, поэтому пишем раздельно.
4) Не прекращавшийся всю ночь. Причастие. Есть зависимые слова. Раздельно.
5) Не переставая. Деепричастие. Употребляется без НЕ. Раздельно.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
М. Врубель создал сказочно-символический образ девичьей красоты, (НЕ)МЕРКНУЩЕЙ с годами свежести, таинственности и величавости.
Дон в месте переправы далеко (НЕ)ШИРОКИЙ, всего около сорока метров.
По мнению Базарова, роль общества важнее, чем влияние отдельной личности: “Исправьте общество, и болезней (НЕ)БУДЕТ”.
Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (НЕ)ЗАБЫВАЕМЫЕ трели соловья, и тишина наполнялась дивными звуками.
Бунин рисует в рассказе (НЕ)ОПРЕДЕЛЁННУЮ личность, а устоявшийся социальный тип.
В первую очередь необходимо определить часть речи.
1) Не меркнущей с годами. Причастие. Есть зависимые слова. Раздельно.
2) Далеко не широкий. Прилагательное. Если есть пояснительное слово (усиление отрицания), то ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ пишется с НЕ раздельно. Пояснительное слово — ДАЛЕКО.
3) Не будет. Глагол. Употребляется без НЕ, поэтому пишем раздельно.
4) Незабываемые трели. Прилагательное. Заменяем синонимом. Незабываемые = памятные. Слитно.
5) Не определённую личность, а устоявшийся социальный тип. Есть противопоставление с союзом А. Раздельно.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Местами свет вовсе (НЕ)ПРОНИКАЛ под густой навес сосновых ветвей.
(НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.
Впереди показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.
Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.
У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.
В первую очередь необходимо определить часть речи.
1) Не проникал. Глагол. Употребляется без НЕ, поэтому пишем раздельно.
2) Не хочется. Глагол. Употребляется без НЕ, поэтому пишем раздельно.
3) Неясные. Прилагательное. Заменяем синонимом. Неясные = смутные. Слитно.
4) Далеко не гостеприимный лес. Прилагательное. Если есть пояснительное слово (усиление отрицания), то ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ пишется с НЕ раздельно. Пояснительное слово — ДАЛЕКО.
5)Не написанная ещё. Причастие. Есть зависимые слова. Раздельно.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)ВЫСОКОЕ облачное небо виднелось над горами.
Бывают, как нам часто кажется, ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ встречи с людьми, но общение с ними может стать началом долгой дружбы.
В этом городе редко встретишь праздного, ничем (НЕ)ЗАНЯТОГО человека.
Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.
Застройка Санкт-Петербурга с его бурыми железными крышами вовсе (НЕ)РАССЧИТАНА на то, чтобы её рассматривали сверху.
В первую очередь необходимо определить часть речи.
1) Невысокое небо. Прилагательное. Заменяем синонимом. Невысокое = низкое. Слитно.
2) Ничего не значащие встречи. Причастие. Если есть зависимое слово (+ усиление отрицания в данном случае), то ПРИЧАСТИЕ пишется с НЕ раздельно. Зависимое слово — НИЧЕГО.
3) Ничем не занятого человека. Причастие. Если есть зависимое слово (+ усиление отрицания в данном случае), то ПРИЧАСТИЕ пишется с НЕ раздельно. Зависимое слово — НИЧЕМ.
4) Не мешало. Глагол. Употребляется без НЕ, поэтому пишем раздельно.
5) Вовсе не рассчитана. Краткое причастие (отвечает на вопросы КАКОВА? ЧТО СДЕЛАНА?). НЕ с краткими причастиями всегда пишется РАЗДЕЛЬНО.
В процессе подготовки к аттестационным тестам по русскому языку старшеклассники начинают повторять базовые правила, в частности, касающиеся правописания частиц не и ни с различными частями речи в предложениях. Несмотря на то, что этой теме отведено достаточно много времени в рамках школьной программы, многим учащимся требуется еще раз изучить данный материал. При этом зная особенности написания частиц не и ни, в том числе и в специфических случаях, выпускники смогут избежать часто встречающихся ошибок в процессе сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Базовая теоретическая информация, которую необходимо вспомнить
Чтобы точно знать, когда частицы не и ни стоит писать слитно, а когда раздельно, и не путаться при различении похожих случаев, рекомендуем освежить в памяти основные правила.
Нормы употребления этих частей речи основываются на разграничении их значений.
- Частица не применяется для выражения отрицания. Например: не прыгай, непонятный.
- Частица ни используется для усиления. Например: как бы долго это ни повторялось, результат всегда один.
Правописание частицы не в предложениях
Необходимо писать слитно | 1. Когда слово невозможно употребить без этой частицы. Например: ненароком. |
2. С существительными, прилагательными и наречиями, если к ним можно подобрать синоним без не. Например: неправильный — ошибочный. | |
3. С полными причастиями, если вместе с ними не употреблены пояснительные слова. Например: невыполненная контрольная работа. | |
4. В неопределенных и отрицательных местоимениях, употребленных без предлога. Например: некто. | |
5. Когда частица не находится в составе глагольной приставки недо-, имеющей значение несоответствия действия установленным параметрам. Например: недоглядеть за ребенком. | |
6. В отглагольных наречиях. Например: нехотя. | |
Необходимо писать раздельно | 1. Если употребляется вместе с глаголами и деепричастиями. Например: не нашел, не осмотревшись. |
2. При употреблении вместе с краткими причастиями. Например: сроки не соблюдены. | |
3. Если употребляется совместно с существительными, прилагательными и наречиями, и при этом присутствует или подразумевается противопоставление. Например: он не печальный, а вполне радостный. | |
4. Совместно с полными причастиями, если присутствуют пояснительные слова. Например: не выявленный при проверке недочет. | |
5. Совместно с числительными, местоимениями, усилительными наречиями, если они выполняют роль сказуемого в безличном предложении. Например: не надо. |
Нормы употребления частицы ни в предложении
Необходимо писать слитно | 1. Вместе с местоимениями, которые употреблены без предлогов. Например: никакой. |
2. Совместно с наречиями нигде, никак, никогда, никуда, нимало, ниоткуда, нипочем, ничуть, а также в составе частицы -нибудь. | |
Необходимо писать раздельно | Во всех остальных ситуациях. |
Готовьтесь к экзаменационным тестам вместе с нашим порталом!
Чтобы выучить нормы написания частиц не и ни в словах и точно знать, когда их следует употреблять слитно, а когда раздельно, приступайте к онлайн-занятиям со «Школково» уже сегодня! Наши опытные педагоги разработали уникальный алгоритм подготовки к единому госэкзамену: начиная с самого простого. Сначала мы предлагаем учащимся вспомнить теоретический материал (как пишутся существительные с частицей ни, а также другие части речи). Затем, предварительно ознакомившись с примерами, старшеклассники могут смело переходить к практическим упражнениям. Мы убеждены, что подобный алгоритм работы позволит школьникам выучить нормы употребления частиц не и ни с отрицательными местоимениями и другими частями речи и качественно подготовиться к аттестационному тестированию. Заниматься на нашем образовательном портале могут как учащиеся из столицы, так и жители отдаленных российских областей.