Осенью дождь что делает

Наталья Мельникова
Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень» (подготовительный возраст)

Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Осень» за счет формирования «семантического поля», развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения.

• Закрепить знания детей об осени, отметить характерные особенности этого времени года.

• Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными).

• Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).

Развивающие задачи:

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

• Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Развивать общую моторику, речевой слух, мышление, память, зрительное внимание.

Оборудование: картинки с приметами осени.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Ребята, мы сегодня с вами поговорим о времени года, но о каком времени года, я хочу, чтобы вы догадались сами. Отгадайте пожалуйста загадку.

Время года отгадай:

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет.

-да, вы догадались правильно, сегодня мы с вами будем говорить об осени. Значит слово «осень» будет сегодня ключевым.

Упражнение на развитие длительного плавного выдоха «Осенние листочки»:

Скоро начнется листопад. Когда ветер подует, листья закружатся в воздухе. Давайте и мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки.

Упражнение на развитие чувства ритма.

Осенью идут дожди. Дождик капает: кап – кап – кап.

Давайте повторим (отбиваем ритм пальчиками):

2. Подбор родственных слов к слову ОСЕНЬ.

-Какой день? — осенний.

— Как светит солнышко? — по-осеннему.

-Скажите, о ком или о чем можно сказать ОСЕННИЙ?

(ДЕНЬ, ДОЖДЬ, ВЕТЕР, ЛИСТ, ВЕЧЕР, МЕСЯЦ, БАЛ)

— О чем или о ком можно сказать ОСЕННЯЯ?

(ПОРА, ПОГОДА, ТРАВА, НОЧЬ, ЛИСТВА, ДОРОГА….)

-О ком или о чем можно сказать ОСЕННЕЕ?

(ВРЕМЯ, НЕБО, ПОЛЕ, ДЕРЕВО, НАСТРОЕНИЕ, ТЕПЛО, УТРО….)

— О ком или о чем можно сказать ОСЕННИЕ?

(ДНИ, ТУЧИ, ПРИМЕТЫ, ДЕРЕВЬЯ, ЦВЕТЫ, ВЕЧЕРА, МЕСЯЦЫ, ЛИСТЬЯ….)

Подбор действий к слову «осень»:

Осень что делает?

(ПРИХОДИТ, НАЧИНАЕТСЯ, ИДЕТ, НАСТУПАЕТ, ШАГАЕТ….)

Подбор признаков к слову «осень»:

Осень какая?

(ЗОЛОТАЯ, КРАСИВАЯ, НАРЯДНАЯ, РАННЯЯ, ПОЗДНЯЯ, ХОЛОДНАЯ, ТЕПЛАЯ, ДОЖДЛИВАЯ, СОЛНЕЧНАЯ, ТИХАЯ….)

3. Характеристика осени.

-Давайте назовем приметы осени.

Солнце что делает?

(СВЕТИТ, ГРЕЕТ,ВОСХОДИТ, ЗАХОДИТ).

Осенью солнце какое?

(ТУСКЛОЕ, ХОЛОДНОЕ, ГРУСТНОЕ).

Осенью небо какое?

(СЕРОЕ, СКУЧНОЕ, ПАСМУРНОЕ, ТЕМНОЕ, НИЗКОЕ)

Осенью идет дождь.

Дождь что делает?

(ИДЕТ, ЛЬЕТ, МОРОСИТ, КАПАЕТ).

(МЕЛКИЙ, ХОЛОДНЫЙ, СИЛЬНЫЙ, ТЕПЛЫЙ).

Осенью дует сильный ветер.

Ветер что делает?

(ЗАВЫВАЕТ, ДУЕТ, ПРОНИЗЫВАЕТ, СДУВАЕТ).

(ХОЛОДНЫЙ, СИЛЬНЫЙ, ТЕПЛЫЙ, СЛАБЫЙ, СЕВЕРНЫЙ….).

Осенью опадают листья с деревьев.

Листья что делают?

(ПАДАЮТ, ОПАДАЮТ, ЛЕТЯТ, ОСЫПАЮТСЯ, ШУРШАТ….).

(ЗОЛОТЫЕ, ЯРКИЕ, КРАСИВЫЕ, ЖЕЛТЫЕ,БОЛЬШИЕ, МАЛЕНЬКИЕ,РАЗНОЦВЕТНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ, СУХИЕ).

Осенью деревья стоят голые.

Деревья что делают?

(СТОЯТ, СКУЧАЮТ,ГОТОВЯТСЯ КО СНУ).

Осенью птицы улетают в теплые края.

Птицы что делают?

(УЛЕТАЮТ, ГРУСТЯТ, СИДЯТ, ЧИРИКАЮТ, ПОКИДАЮТ, СОБИРАЮТСЯ В СТАИ….).

-Вот какое объемное слово «Осень» у нас получилось, оно состоит из множества частей, т. е. примет. Если мы говорим о солнце, что оно холодное, грустное, значит, и про осень мы можем сказать (какая она)

— Холодная, грустная, печальная, серая….

(прыжок на носочках, руки в стороны)

(еще один прыжок)

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли

(развести руки в стороны)

От дождя себя укрыли.

(сомкнуть руки над головой полукругом)

5. Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.

Летом солнце яркое, а осенью….

Летом небо светлое, а осенью….

Летом день длинный, а осенью….

Летом тучи ходят высоко, а осенью…

Читайте также:  Напиток из сосновых иголок

Летом люди растят урожай, а осенью….

Летом деревья стоят одетые, а осенью…

6. Игра «Скажи иначе»:

Осенью небо серое — темное, хмурое, пасмурное…

Осенью деревья нагие – голые, обнаженные….

Осенью цветы высохли – завяли…

Осенью птицы улетают караванами – стаями, косяком, клином…

Осенью птицам не хватает еды – пищи, корма, пропитания…

Осенью путь на юг долгий – длинный, длительный, продолжительный….

7. Упражнение «Найди ошибки»:

(чего не бывает осенью):

Осенью дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

Осенью под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

Осенью набухают почки, распускаются листья.

Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов.

Осенью дикие животные не делают запасы на зиму.

8. Упражнение «Правильно — неправильно» на развитие понимания причинно-следственных связей.

Я взял зонт, потому что пошел дождь.

(пошел дождь, потому что я взял зонт).

Птицы улетели на юг, потому что наступила осень.

(наступила осень, потому что птицы улетели на юг).

9. Составление рассказа (предложений) об осени по картинкам.

1О. Итог занятия.

Логопедическая НОД в средней группе. «Поздняя осень» Тема: Поздняя осень Цель: Коррекционно – образовательные: Формирование представлений о поздней осени, осенних месяцев, ознакомление с существенными.

Поздняя осень Тема: Поздняя осень (Составление рассказа об осени с опорой на пиктограммы) Цель: Коррекционно – образовательные: Обучение составлению рассказа.

Осень – самое переменчивое время года, сопровождающееся ностальгией по ушедшему лету и легкой грустью. В самом его начале стоят солнечные деньки, но солнышко уже так не греет как летом, да и дни становятся короче. Все чаще идут дожди, а по утрам стелятся туманы. Листики на деревьях начинают желтеть и постепенно приобретают багряный оттенок. Они уже не так крепко держатся, и от каждого порыва ветра их срывает и несет по улицам города. Так начинается пора листопада, во время которой деревья скидывают свой наряд.

В середине осени солнышко уже становится нечастым гостем, дожди становятся затяжными, небо все чаще затягивается тучами, а ночью начинаются первые заморозки. Последний месяц осени – “серебряная” пора. На лужах появляются первый лед, начинает срываться первый снежок, ветки деревьев покрываются льдом, а их опавшие листья инеем. Птички улетают в теплые края, а насекомые прячутся в сои норки до весны. Животные меняют свои летние шубки на зимний наряд, утепляют свои жилища и делают запасы. Но и у людей работы не мало, они собирают урожай, подготавливают поля к весне, сеют озимые. И конечно, не забывают о птицах, которые не улетают на юг. Для них подготавливают кормушки, собирают плоды и семена.

Стихи об Осени

Осень. Осыпается весь наш: бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне доли
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
***
Осень. (А.С. Пушкин)
Унылая пора!
Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

Осень
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С кленов полетели,
Закружился листьев
Пестрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лед.

Стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.

Ветки голые стучат,
Галки черные кричат,
В тучах редко просинь –
Наступила осень.
Льдинка хрустнет звонко,
Крикнет птица тонко,
Будто есть попросит –
Наступила осень.
Гнезда черные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит:
Осень, осень, осень.

Читайте также:  Номинации в кулинарном конкурсе

Закончи предложение об Осени

На смену лету пришла … (золотая осень).
Солнышко все реже и реже выглядывает … (из—за туч).
Деревья надели … (разноцветный наряд).
… (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем … (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.
Дождик … (моросит) и заставляет прятаться … (по домам).
Птицы собираются в стаи … (и улетают в теплые края).
Зверям некогда резвиться, они делают … (запасы на зиму).
Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Пословицы Осени

Лето со снопами – осень с пирогами.
Холоден сентябрь, да сыт.
Весной дождь растит, а осенью – гноит.
В ноябре зима с осенью борется.
В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.

Загадки Осени

Висят на ветке
Золотые монетки. (Осенние листья)

Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…(листопад)

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)

Несет она нам урожай,
Поля вновь засевает,
Птиц к югу отправляет,
Деревья укрывает,
Но не касается елей и сосен,
Потому что это..(Осень)

Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и листы.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород.(Дождик)

Подбери действие

Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают.
Деревья осенью — роняют листья.
Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску); белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы).

Узнайте, что еще должен знать и уметь ребенок в этом возрасте.

Задачи: Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме. Учить называть основные признаки осени.

Формировать лексико-грамматич. средства языка:

— образование мн. ч. сущ. (лист – листья);

— образование сущ. с уменьш.- ласкатель. суффиксом;

— закреплять умение согласовывать прилагательное с сущ. (дождь холодный, ветер сильный);

— глагол с сущ. (листья падают, желтеют; дождь капает, льёт, мочит).

Составление рассказа «Осень» по опорным предметным картинкам.

Воспитывать любовь к природе.

Скачать:

Вложение Размер
osen.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Осень. Признаки осени

Задачи: Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме. Учить называть основные признаки осени.

Формировать лексико-грамматич. средства языка:

— образование мн. ч. сущ. (лист – листья);

— образование сущ. с уменьш.- ласкатель. суффиксом;

— закреплять умение согласовывать прилагательное с сущ. (дождь холодный, ветер сильный);

— глагол с сущ. (листья падают, желтеют; дождь капает, льёт, мочит).

Составление рассказа «Осень» по опорным предметным картинкам.

Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: предметные картинки, мяч, магнитная доска, кукла.

I Организационный момент

Цель: формирование положительного эмоционального настроя.

С добрым утром, глазки! Вы проснулись.

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

С добрым утром, солнце! Вы проснулись?

  1. «Сюрпризный момент» (кукла в осеннем наряде).

Цель: активизация артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания

Осень в гости к нам пришла и зарядку принесла (артикуляционная гимнастика выполняется с опорой на карточки).

Читайте также:  Жуки от всех болезней

«Улыбочка – трубочка» ( ии-уу), «Окошечки» (аа-оо),

«Почисти зубки языком», «Оближи верхнюю и нижнюю губку», «Уколи щёки языком», «Качели», «Часики», «Лошадка».

II Основная часть

Цель: знакомство с признаками осени.

Кукла «Осень» будет показывать тебе по одной предметной картинке и произносить начало предложения, а ты его закончи. Затем повтори предложение полностью.

— Осенью бывает ….(дождь).

— Осенью бывает ….(листопад).

— Осенью бывает ….(холод).

— Осенью бывает ….(ветер).

— Осенью бывают ….(овощи).

— Осенью бывают ….(фрукты).

— Осенью бывают ….(желтые листья).

2. Игра «Волшебный мяч»

Цель: расширение глагольного словаря

Зачин. Мяч будет к вам в руки скакать и вопросы задавать. Назови как можно больше слов-действий.

— Какое сейчас время года? (осень).

— Листья осенью (что делают?) – желтеют, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

— Деревья осенью (что делают?) – сбрасывают, роняют листву.

— Дождь осенью (что делает?) – идёт, моросит, льёт, мочит.

— Урожай осенью (что делают?) – собирают.

— Птицы осенью (что делают?) – улетают.

Игра «Вот такие мы»

Цель: развитие общей моторики, выполнение движений согласно тексту.

Осенью холодно, солнышко плохо греет, давайте погреемся.

Мы ногами: топ, топ, топ!

Мы руками: хлоп, хлоп, хлоп!

Головою: круть, круть, круть!

Мы себя ударим в грудь, грудь!

Улыбнулись ротики! (указательными пальцами растягиваем уголки рта)

Вот такие мы молодцы!

Цель: расширение словаря признаков.

Зачин. Мяч будет к вам в руки скакать и вопросы задавать. Назови признаки осени.

— Какое сейчас время года? (осень).

— Небо осенью какое? (серое, хмурое).

— Ветер осенью какой? (сильный, холодный).

— Дождь осенью какой? (холодный, моросящий).

— Листья осенью какие? (жёлтые, красные, золотые).

— Погода осенью какая? (пасмурная, дождливая, холодная).

III Закрепление изученного материала

  1. Упражнение «Назови ласково»

Цель: закрепление и уточнение знаний по теме.

Осень называет слово, ты назови это слово ласково.

— Дерево – деревце, ягода – ягодка, гриб – грибочек, лист – листочек, ветка – ветерок, туча – тучка, дождь – дождичек.

2. Упражнение «Один, много»

Цель: закрепление и уточнение знаний по теме.

Подбери слова по образцу, используя картинки: дерево – деревьев, ветка –веток, ветер –ветров, лист – листьев, туча – туч.

3.Составление рассказа «Осень» по опорным предметным картинкам.

Цель: составление рассказа с помощью картинок.

Картинки: солнце, дождь, ветер, листья желтые, красные, дерево без листьев, морковь, яблоко, птицы выставляются на магнитную доску.

Бери по одной картинке и помоги «Осени» составить рассказ.

Солнышко светит, но не греет. Часто идут дожди. Листья на деревьях желтеют и опадают. Птицы улетают в тёплые края. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

IV Итог занятия

  1. Чтение стихотворения А. Плещеева

Скучная картина, тучи без конца.

Дождик так и льётся, лужи у крыльца.

Занятие наше подошло к концу.

— О каком времени года мы беседовали? (об осени).

— Что бывает осенью? (дождь, ветер, тучи).

Цель: развитие моторики пальцев рук. Вызывание эмоции радости от выполненных заданий.

После занятия – «праздник с фейерверком»: кулаки крепко сжаты, затем резко разжимаем кулаки и произносим слова «салют, ура!».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважаемые, родители. Если Ваш ребёнок заболел и не может посещать детский сад, но Вам хочется, чтобы он не отставал от сверстников; или Вы хотите быть в курсе того, что узнают детишки в группе, то это.

Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

Совместная деятельностьс детьми старшей речевой группы № 7 ГБДОУ д/с № 66Калининского района «Мишка спать собирается».

«Осень. Признаки осени. Деревья осенью»«Наша клумба».

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector