Меню Рубрики

Телега для перевозки пчел

Каждый пасечник желает, чтобы у его пчел были лучшие места для сбора нектара. Но не всегда такие медоносные базы располагаются рядом. Деревья акации, поля с цветущими медоносами, сады и лес — все это раздолье для тружениц. Чтобы помочь пчелам добраться до расположенных вдали от цивилизации таких мест, необходим прицеп для перевозки пчёл.

Виды прицепов для перевозки пчел

Перевозка пчел для некоторых пасечников является единственным способом обеспечить насекомых хорошей кормовой базой. Чтобы перевезти пчел на дальние расстояния, используются различные варианты бортовых прицепов. Это может быть обычная платформа на колесной базе или трейлер с бытовками для пасечника.

Прицепы для пчелиных ульев

Такой прицеп для пчел оборудован одной или двумя осями. Чтобы ульи не срывались, на нем установлены борта и стойки. Для перемещения прицепа используют любой вид транспорта. А из-за своего легкого веса он меньше подвергается тряске. Если нужно, прицеп переделывается и становится крытым павильоном или двухъярусным пчелоприцепом. Также некоторые умельцы оборудуют заводской прицеп выдвижным механизмом, с которым легче устанавливать и снимать пчелиные домики.

Павильоны

Отличаются тем, что их конструкция предназначена для постоянного хранения ульев. Павильон делится на две части: рабочая — оборудована под ульи, бытовая — предназначенная для пчеловода. На 5-6 кв.м павильона можно разместить до 50 ульев.

Существует три вида павильонов:

  1. Стационарный — без колесной базы;
  2. передвижной — оборудован на колесной базе для перемещения на дальние расстояния;
  3. кассетный — такой павильон оборудован отсеками для ульев.

Платформы

Это своеобразная мини-пасека на колесах, на которой может разместиться до 50 пчелиных домиков.

  • Ульи на платформе можно разместить не в один ярус;
  • при оборудовании платформы крышей, насекомые будут защищены от дождя и от прямого солнечного света;
  • с платформы процесс сбора меда проходит легче и быстрее, так как нет необходимости снимать ульи, а затем устанавливать их обратно.

Тележка для ульев

Это металлическая конструкция с колесами и приспособлением, которым производят захват корпуса улья.

Захватывающее приспособление оборудовано боковыми зажимами, которые не дают пчелиному домику опрокинуться. Тележку для ульев также выпускают с подъемным устройством.

На таком своеобразном лифте установлен фиксатор. Он регулируется под различные типы ульев, таких как: дадан, рут и др. Также тележка пчеловода подойдет не только для перемещения ульев, но и для перевозки бочек, бидонов и других емкостей.

Правила перевозки пчел

Прежде чем начать перевозку ульев, нужно знать: на чем будет производиться процесс, окрепла ли пчелиная семья для перемещения, погодный фактор, состояние дороги. Ульи должны хорошо вентилироваться, чтобы избежать перегрева.

  • Прежде чем начать перевозку ульев нужно проверить наличие лицевой сетки, дымаря и топлива к нему, разведенной глины, спичек и воды, мешковины.
  • Подготовить пчелиные домики к переезду. Для этого из них нужно вынуть все лишнее. В вечернее время ульи загружают на прицеп. Рамки в улье должны располагаться параллельно относительно переднего борта. Сами домики привязать с помощью веревок, чтобы избежать раскачивания. Если перевозка осуществляется при прохладной погоде, то ульи с 8-12 рамками (не многокорпусные) утеплить. В остальных случаях утепление не нужно. Если погода жаркая, то перевозить лучше в ночное время.
  • Домики ставить на прицеп в ряды, между которыми выдерживать расстояние 10-15 см. Промежутки нужны для вентилирования ульев. Для этого достаточно проложить деревянные бруски данных размеров, разделив ряды.
  • Скорость перевозки до 70 км/час, если дорога разбита, то до 20 км/час. Во время движения избегать резких остановок.
  • На нужном месте, если необходимо, домики разгрузить на заранее подготовленную площадку. Установить крыши, если перед перевозкой они были сняты. Пчелам дать время успокоиться, а затем полностью открыть летки. С утра пчелиные семьи облетают новое место и принимаются за работу. Их домики нужно утеплить. Затем выявить рои, которые плохо перенесли дорогу и оказать им необходимую помощь. Первыми должны быть семьи в домиках с вытекающим медом.

Платформы для пчел своими руками

Не всех пчеловодов устраивают заводские конструкции прицепов, потому они задумываются, как сделать платформу для перевозки пчел своими руками. Взяв за основу автомобильный прицеп, пчеловоды чертят чертежи и по ним дорабатывают его, чтобы получилась полноценная платформа для перевозки ульев. Важное требование к такой платформе, чтобы ее ширина не превышала нормы прописанной в правилах дорожного движения. Прицеп удлиняют, чтобы повысить вместимость. Оптимальными считаются размеры 2,5 на 5,6 м.

Материалы и инструменты

При сборке конструкции понадобятся:

  1. Прицеп к легковому автомобилю;
  2. трубы с прямоугольным сечением 2,5 х 5 см всего 12 м и 2 х 4 см всего 24 м;
  3. уголки 3 шт., 4 х 1,8 м и 2 шт., 3,5 х 2,4 м;
  4. трубы 3 шт., 20 х 2,4 м;
  5. пластиковые панели 24 шт., 10 х 1,8 м;
  6. металлические листы;
  7. доски на пол;
  8. саморезы.
  • Сварочный инвертор;
  • дрель;
  • болгарка;
  • шуруповерт;
  • угольник.
Читайте также:  В чем различие клубеньков и клубней

Пошаговая инструкция

Чтобы изготовить платформу для перевозки ульев своими руками, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Трубы с прямоугольным сечением приварить вдоль прицепа, чтобы удлинить конструкцию на 1 м.
  2. Усилить амортизаторы и рессоры. Лучше, если на прицеп установить и то и другое.
  3. Сделать раму 2,4 х 1,8 м используя трубу 2,5 х 5. Чтобы рама не деформировалась, нужно установить ребра жесткости из тех же труб, приваренных через 0,5 м по всей конструкции.
  4. При помощи сварки скрепить раму с прицепом.
  5. Сделать разметку в длину, чтобы платформа стала разделена на 3 одинаковые части.
  6. В середине изготавливается выдвижная конструкция, рама которой сваривается из трубы с прямоугольным сечением 2 х 5 и тоже оборудована ребрами жесткости.
  7. Используя уголки 4 х 60 разделить места под пчелиные домики.
  8. На низ выдвигающейся рамы уложить металлический лист.
  9. Чтобы рама легко выдвигалась, к ней приделываются подшипники.
  10. Пол платформы собирается из досок, крепящихся саморезами.
  11. На все углы конструкции, при помощи сварки, закрепить стойки высотой 1,55 м каждая.
  12. Чтобы усилить крепление, к сцепляющему устройству платформы нужно приварить трубу 4 х 150 и пару уголков 4 см.
  13. Из тех же уголков сделать каркас для крепления настила крыши. Закрепить на каркасе пластиковые панели. Можно применить герметик, чтобы крыша не протекала, но это не столь важно, так как основная ее функция — создать тень над ульями.
  14. Свободное пространство под крышей можно оборудовать полками или ящиками, чтобы в них складывать мелкое оборудование или инвентарь пасечника.

Выполняя сварочные работы, необходимо каждый раз прикладывать угольник. Все углы должны быть прямые — 90 градусов. Иначе конструкция перекосится, выдвижная рама станет заедать, и придется все переделывать. Все размеры можно изменять, чтобы сделать платформу более удобной для индивидуального применения.

Обзор прицепов под кочёвку пчелиных ульев с ценами. Самые простые модели имеют вид ровной платформы с сеточным каркасом, высота которого порой достигает 2-х метров. Главное отличие таких платформ – в площади. Прицеп может быть одно-, или двухосным. На нём предусмотрены места закрепления груза, бортики и стойки.

Перевозка пчелиных семей начинается с правильного размещения ульев на платформе

Тонкости перевозки пчелиных ульев зависят от типа ульев, общей силы пчелиной семьи, от особенностей дорожного покрытия, погоды, транспортного средства и др.

Для перевозки пчелиных семей используется специальное оборудование – прицепы-платформы. Такие приспособления на российском рынке явление не новое. Они облегчают постоянный медосбор. Даже если вы проживаете в бедных с точки зрения медосбора областях, кочующие платформы позволяют добиться отличного результата – до 50 кг мёда с одной семьи.

Удобство и популярность таких конструкций объясняются тем, что они изначально разрабатывались под кочёвку пчелиных ульев.

Самые простые модели имеют вид ровной платформы с сеточным каркасом, высота которого порой достигает 2-х метров. Главное отличие таких платформ – в площади. Прицеп может быть одно-, или двухосным. На нём предусмотрены места закрепления груза, бортики и стойки. По той причине, что вес платформы для перевозки пчелиных семей меньше обычного прицепа, в процессе кочёвки ульи не так трясёт.

Конечно, если у вас есть возможность, лучше приобрести специализированный прицеп-платформу на рессорах. Он позволит перевезти за 1 раз большое количество ульев и не ездить туда-обратно. Однако за неимением такой возможности можно прибегнуть и к эксплуатации обычного легкового прицепа. В этом случае нужно особенно позаботиться об укреплении ульев в кузове. Чтобы не растерять ценный груз в дороге, для фиксации используются ремни, верёвки и стяжки. Ввиду того, что площадь стандартного бортового прицепа ограничена, придётся делать несколько ходок, чтобы перевезти все пчелиные семьи.

Специалисты категорически запрещают накрывать ульи, особенно в жаркую погоду. Если доступ кислорода затруднён, пчёлы могут погибнуть.

Чтобы в дороге не потерять ценный багаж, его нужно надёжно закрепить

Какой бы прицеп вы не использовали (платформа или бортовой), погрузка ульев должна происходить быстро, но аккуратно, чтобы не растревожить пчёл. По этой же причине перевозка на большой скорости не рекомендуется. Идеальный вариант погрузки в 8 рук: 2 человека подают и 2 человека грузят на платформу.

Устанавливая ульи в 2 ряда, начните от боковых стенок. По краям поставьте ульи в 2 этажа, а после – заполняйте середину платформы. Расстояние между ульями должно быть не менее 7-10 см. Оставшееся свободное место можно заполнить подставками для ульев и различным инвентарём. Но помните о циркуляции воздуха и не перегружайте прицеп.

Среди бортовых прицепов универсального типа для перевозки пчёл мы рекомендуем прицепные устройства МЗСА. Они изготовлены из металла высокого качества, дополнительно оцинкованного, что увеличивает прочностные характеристики прицепа. Только на прицепах МЗСА установлены сцепная головка, ось, рессоры и ступицы немецкой фирмы AL-KO Kober, популярные среди европейских пользователей.

Читайте также:  Георгины в саду фото оформление участка

Лучшие прицепы для пчеловода

1. Прицеп МЗСА 817730.001

Двухосная конструкция максимально устойчива и не подвержена раскачиванию, что немаловажно при перевозке пчелиных семей. Днище прицепа изготовлено из надёжной влагостойкой фанеры с ламинированной поверхностью. Прицеп оснащён V-образным дышлом, увеличивающим стойкость конструкции во время перемещения по лугам, полям и лесам.

Стандартный прицеп дачного типа подходит для кочёвки

Полная масса 750 кг

Грузоподъёмность 450 кг

Габариты 3784 x 1720 x 792 мм

Погрузочная высота: 50,1 см.

  • для удобства процессов погрузки и выгрузки пчелиных ульев, передний и задний борта двухосного прицепа откидываются;
  • благодаря двухосному оснащению прицеп не боится перегрузов (до 950 кг);
  • все метизы, установленные на прицепе, покрыты цинковым составом, увеличивающим срок службы деталей.

Цена: от 65 000 руб.

2. Прицеп “Тандем” (“Курганские прицепы”)

Двухосный прицеп активно используется в пчеловодстве. Предполагает транспортировку ульев, как на близкие, так и на дальние расстояния. Ширина прицепа позволяет оставить расстояние между двумя рядами ульев (до 1 м), благодаря чему пчеловод может свободно передвигаться по кузову и перемещать ульи.

Двухосная подвеска обеспечит плавный ход, несмотря на качество дорожного покрытия

Полная масса 750 кг

Категория прав “В”

Подкатное колесо в комплекте

Масса груза 450 кг

Тип подвески пружинно-амортизационная

Габариты 5300 х 2070 х 1300 мм.

  • прицеп комплектуется подкатным колесом-автоматом, ремнями-стяжками и запасным колесом;
  • благодаря удобной высоте прицепа (130 см), погрузка ульев не отнимает много сил и времени;
  • в процессе транспортировки ульи размещаются в 1 этаж, но в процессе стоянки их можно выстроить в 3 или 4 этажа.

Цена: от 89 400 руб.

3. Грузовой прицеп 7135 “Пчеловод” (“Прогресс”)

Прицеп для перевозки ульев с удобной высотой бортов 15 см. Рессорная подвеска ориентирована на не всегда качественное российское дорожное покрытие. Прицеп ходит мягко, а пчёлы остаются в покое даже при движении по полям и просёлочным дорогам.

Грузовой прицеп 7135 “Пчеловод” ходит мягко, потому вы не потревожите пчёл во время переездов

Полная масса 750 кг

Грузоподъёмность 560 кг

Габариты кузов 2500-3800 х 1400 х 150 мм

Габариты прицепа 3600-4900 х 1800 х 850 мм

Рессорный тип подвески.

  • благодаря усиленной раме и двухосной конструкции, прицеп спокойно переносит перегрузы (до 1000 кг);
  • дно прицепа изготовлено из крепкой фанеры с ламинированной поверхностью, устойчивой к повышенной влажности и застою воды.

Цена: от 79 000 руб.

4. Прицеп «Пасека седельная-24» (“Ось”)

Прицеп для транспортировки 24 ульев. Используется для кочёвки пчелиных семей от отцветающих медоносных растений к зацветающим. Благодаря размерам платформы, ульи можно разместить в несколько рядов, без ухудшения свободности циркуляции воздуха.

Удобная конструкция облегчает погрузку ульев

Масса прицепа 700 кг

Грузоподъёмность до 1500 кг

Габариты 6200 х 2050 х 750 мм

Ось торсионная спаренная.

  • прицеп оборудован выдвижной кассетой, на которой умещаются 8 ульев;
  • прицеп оборудован тормозом наката.

Цена от 65000 руб.

5. Прицеп для перевозки пчелиных ульев МЗСА (Миасский завод специализированных автомобилей)

Одноосная платформа используется для транспортировки пчёл от пасеки к пасеке и к местам зимовки. Передний и задний борт можно привести в горизонтальное положение, образуя при этом удобную поверхность для работы.

Прицеп МЗСА — удобен для содержания и транспортировки пчелиных семей

Габариты 5405 х 2240 х 1500 мм

Тип подвески резиново-жгутовая

Вес снаряжённого прицепа 360 кг

Полная масса 1260 кг

  • все метизы прицепа обработаны антигравийным составом, которое защищает металл во время движения;
  • вдоль бортов установлены специальные профили для размещения ульев;
  • в стационарном положении прицеп фиксируется 4-мя опорами.

Цена от 60 000 руб.

Каждый пасечник стремится быть поближе к медоносной базе. Хорошо, если садок радует цветением, а недалеко расположен лесок, где вот-вот зацветёт новое растение. Но если дело обстоит иначе, и такие культуры, как подсолнечник, рапс и гречка расположены далеко от места проживания, тогда без кочёвки не обойтись. Тут на помощь и приходят платформы для пчелиных ульев.

Выбирать ли специализированный прицеп-платформу или стандартный бортовой прицеп – решать пчеловоду. Стоимость их разнится не кардинально, а вот выгодных сторон достаточно. Возьмём хотя бы тот момент, что вам больше не нужно искать охочих транспортировать ваших пчёл, упрашивать соседей отвезти их к месту. Собственный прицеп-платформа открывает куда более широкие возможности. Один медонос пошёл на спад, подцепили платформу и переехали к более перспективному!

Отзывы бывалых пчеловодов подтверждают сказанное:

“Занимаюсь пчеловодством более 5 лет, но только сейчас приобрёл платформу. До этого пользовался обычным прицепом. Мне на платформе удобнее работать, свободы движений больше. Плюс есть место для садового инвентаря. От дождя и палящего солнца установил самодельный тент. Он не мешает свободному доступу воздуха, а от осадков бережёт”.

“По совету бывалых друзей-пчеловодов купил платформу. Умещаю на ней 40 ульев. Езжу на кормовую базу за 4 км от дома. Удобное средство, учитывая, что до этого пользовался самодельным прицепом. Было тяжело разгружать, а теперь очень удобно”.

Труд пчеловода гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Немаловажную роль играет и физическое развития хозяина пасеки. Одной из самых физически сложных по праву считается работа по транспортировке ульевых корпусов, которую иногда приходится осуществлять несколько раз в год.

Читайте также:  Самоварная печь для бани

Для справки улей из древесины с корпусом полным мёдом может достигать веса в 1 центнер. Такая ноша непосильна очень многим, учитывая, что такой улей не один. И тут на помощь приходит тележка для перевозки ульев (апилифт). Приспособление давно не новое и по своей сути довольно простое. Некоторые даже предпочитают заводским механизмам, сделанные собственноручно. На эту тему можно найти массу поучительных видеороликов с чертежами и примерами изготовления подобной конструкции. Тележка для пасеки представляет собой подъёмный механизм, ручной либо механизированный.

С его помощью подъём даже самых тяжелых и больших ульев значительно упрощается. Как минимум такие инновации пригодятся при переносе ульев в зимовник. Продаётся апилифт в специализированных магазинах по стартовой цене порядка 11 тысяч. При этом, самые бюджетные апилифты, существенно не отличаются от дорогих собратьев, свободно выполняя те же функции. Но даже цена в 11 тысяч для небольшой пасеки непозволительная роскошь, поэтому пчеловоды, владеющие основами инженерии предпочитают изготавливать такие подъемники самостоятельно.

Особенности конструкции

Попробуем разобраться из чего же состоит тележка для перевозки ульев и как применить это устройство на практике.

Тележка для перевозки ульев апилифт — полностью металлическое устройство состоящее из мобильной и стационарной части, то есть из основы и двигающегося механизма (подъёмного устройства, являющего ключевым и самым сложным в конструкции).

Двигающаяся часть оснащена приспособлением для захвата и удержания грузов, которое имеет боковые зажимы, служащие для предотвращения опрокидывания при транспортировке и фиксатор. Кстати, тележка для перевозки ульев может служить транспортировочным механизмом для всего (ящики, бидоны бочки и т.д.) что не превышает габариты захватывающего устройства, поэтому апилифт смело можно называть универсальным устройством.

Продаваемая в магазине тележка для перевозки ульев апилифт, в независимости от стоимости будет иметь следующие минимальные характеристики:

  1. Высота подъёма — 1,3м;
  2. захватывающая способность — 34-53 см;
  3. максимальная масса объекта транспортировки — 150 кг.

Тележка для перевозки ульев состоит из следующих элементов:

  1. рама (непосредственно двигающаяся часть);
  2. статичная рама (базис конструкции);
  3. трос;
  4. два колеса на оси;
  5. кронштейн;
  6. рычаг для приведения механизма в действие.

Принцип работы

Тележка для перевозки ульев на самом деле является простым механизмом. Принцип действия заключается в захвате улья с помощью фиксатора и передвижения с помощью движущейся рамы. Поэтапно работа с тележкой выглядит следующим образом:

  1. Тележка для перевозки ульев апилифт с помощью рычага, придвигается максимально близко к объекту транспортировки.
  2. С помощью винта кронштейна улей фиксируется на механизме.
  3. Груз помещается на тележку с помощью троса.
  4. улей прижимается к механизму с помощью рычага.

Каждая тележка для перевозки ульев апилифт, продаваемая в магазинах имеет подробную инструкцию по эксплуатации, поэтому справиться с ней может даже начинающий пасечник. Ну а умудрённые опытом пчеловоды предпочитают экономить и изготавливают тележку самостоятельно. Стоит сказать, что задание это не из дешёвых. Бесспорно, это дешевле, чем купить готовый механизм, но надо учитывать и затраты энергии на конструирование.

Как сделать своими руками

Если же вы всё-таки решили, что тележка для перевозки ульев — это то, что подсильно вашим умелым рукам, рекомендуем обратиться к блогам известных пасечников. Чтобы попасть на вышеназванные ресурсы, достаточно в строе поиска любой поисковой системы вбить запрос: «тележка для перевозки ульев своими руками чертежи». Ответом на такой запрос станут не только видеоматериалы, но и теоретические учебники с чертежами и пошаговыми инструкциями, о том, как построить подобный подъёмный механизм самостоятельно.

При этом опытные пчеловоды рекомендуют изготавливать апилифты с механическим приводом. Они просты в эксплуатации и процессе конструирования. Мы не будем вдаваться в подробности, отметим лишь основные детали, которые следует помнить тем, кто решился на самостоятельное создание такого чуда техники, как тележка для перевозки ульев апилифт.

Что потребуется для создания тележки:

  1. Профильные трубы;
  2. ролики на подшипниках;
  3. колёса;
  4. трос;
  5. катушка;
  6. пружины;
  7. прорезиненные ручки;
  8. болты разного диаметра;
  9. гайки;
  10. сварочный аппарат.

В нескольких словах процесс сборки апилифта можно описать так:

  1. Сбор боковых рамных стоек из профильных труб.
  2. Сбор нижней поперечины рамы с отверстиями для держателей колёс, и креплением катушки для рычага с рукояткой. Колеса закрепляются на самодельном кронштейне из профильных труб с пластинками для крепления.
  3. Сбор верхней поперечины и ее крепление к боковым
  4. Сбор оставшихся поперечин являются тыльная сторона боковых стоек.
  5. Сбор подвижной части тележки (каретки).

Тележка для перевозки ульев апилифт, учитывая множество нюансов при сборке не всегда даётся тем, кто только начинает постигать азы инженерии, поэтому необходимо продумать все риски. Иногда, целесообразно просто купить готовый механизм.

Тележка для перевозки ульев — механизм довольно сложный, необходимо внимательно изучить чертежи, чтобы не было просчетов в мелочах. Любая самая мелка оплошность, может стоить потраченного времени и финансовых затрат на материалы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector