МАЛЫШАМ О ЦИФРАХ: СТИХИ, СКОРОГОВОРКИ, СЧИТАЛКИ, ЗАГАДКИ.
Часть 4. Цифра 3.
НА ЧТО ПОХОЖА ЦИФРА
А вот это — посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков —
Состоит из двух крючков. (С. Маршак)
Погляди на цифру 3 —
Точно ласточка, смотри. (Г. Виеру)
Это — месяц дугой,
Ниже месяц другой.
А теперь —
Посмотри:
Получилась цифра три! (В. Бакалдин)
Третья цифра — это три.
Хорошенько посмотри:
Это твой велосипед
На земле оставил след.
Ну-ка, сколько здесь полос?
Ну-ка, сколько здесь колес?
(С. Маршак)
ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:
Красный свет —
Проезда нет.
Желтый —
Будь готов к пути,
А зеленый свет — кати! (С. Маршак)
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня.
Мы его, конечно, знаем.
Да и как его не знать?
Мы отлично понимаем
Все, что хочет он сказать.
Если красный свет горит —
Это значит: путь закрыт.
Светофор мигнул, и раз —
Вдруг открыл зеленый глаз.
— Вот теперь другое дело, —
Цвет зеленый говорит. —
Вот теперь идите смело —
Пешеходам путь открыт.
Посчитай и посмотри
Хорошенько —
Раз, два, три.
Три у клевера листка,
Три у дыма завитка.
Три зубца у старой вилки,
«Три» в тетрадке у Данилки,
Он урок недоучил,
Вот и тройку получил. (И. Токмакова)
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри,
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Все в нашем городе — друзья,
Дружнее не сыскать.
Мы треугольников семья.
Нас каждый должен знать!
За окном темным-темно.
Три звезды глядят в окно.
Первая — счастливая,
Вторая — красивая,
А третья — правдивая.
Только доченька заснет,
Звезды встанут в хоровод
И приснятся дочке
В золотом веночке.
Чтоб росла счастливая,
Чтоб росла красивая,
Чтоб росла правдивая
Маленькая дочка. (П. Воронько)
Что за сестры! Прямо чудо!
Эта вымыла посуду,
Та посуду вытирает,
Ставит все на полки.
Ну а третья подбирает
На полу осколки. (А. Барто)
СЧИТАЛКИ
Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
Раз, два, три —
Начинаешь ты.
Три пожарника бежали,
По ступенькам поскакали
И тащили длинный шланг —
Это было просто так.
За стеклянными дверями
Стоит Мишка с пирогами.
Здравствуй, Мишенька-дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три,
А водить-то будешь ты.
Съела тучка
Ночью дымной
Ломтик лунный,
Ломтик дынный.
Темнота легла кругом.
Раз, два, три!
Беги бегом!
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой — воскресенье,
В этот день пекут печенье.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!
Шли мышата по тропе,
Увидали сыр на пне.
Раз, два, три —
Поровну дели.
СКОРОГОВОРКИ
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
В пруду у Поликарпа —
Три карася, три карпа!
Похожи три брата:
Панкрат на Марата,
Марат на Кондрата,
Кондрат на Панкрата.
По утрам мой брат Кирилл
Трех крольчат травой кормил.
Три корабля лавировали,
Лавировали
Да не вылавировали.
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
Три сороки — три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три — сегодня,
Три — вчера,
Три — еще позавчера!
Трое трубачей трубили в трубы.
ЗАГАДКИ
Треугольная доска,
А на ней — три волоска.
Волосок—тонкий,
Голосок — звонкий. (Балалайка)
Три братца пошли на реку купаться.
Два купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли. (Ведра и коромысло)
Три брата — один впереди,
Два позади бегут
И догнать одного не могут. (Велосипед трехколесный)
У одной мыши три хвоста. (Вилы)
Один льет, другой пьет,
Третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, растения – трава, деревья)
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя, Машенька)
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня. (Рояль)
Разных три имеет глаза.
Но откроет их не сразу:
Если глаз откроет красный —
Стоп! Идти нельзя, опасно!
Желтый глаз — погоди,
А зеленый — проходи. (Светофор)
Из книги "Праздник Числа", Волина Валентина.
Народные загадки
Ножницы
Две утки где пройдут, там и стены рвут. (Молдавская)
Два ворона друг друга клювами хватают. (Шорская)
Два орла клювами друг друга хватают. Что это? (Эвенская)
С той и с другой стороны две собаки друг друга грызут. (Абазинская)
У одной мыши два хвоста (Казахская)
Два брата друг перед другом похваляются. (Армянская)
Два брата одну работу делают. (Марийская)
Два братца, одно сердце. (Русская)
Два ножа два кольца. (Нанайская)
Нос, ноздри
Кто я такой?
Всегда с тобой,
хоть стой, хоть сиди—
всегда впереди.
(Русская)
Два дома на одном бревне.
(Армянским)
У чурки две печурки.
(Русская)
В конце балки две пещеры.
(Абазинская)
На маленьком мысе
две медвежьи берлоги (Эвенская)
Обувь
Днем — воз с хлебом, ночью — пустая арба. (Кабардинская)
Ночью пусты, днем полны. (Осетинская)
Пустое — стоит, полное—ходит. (Русская)
Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу. (Русская)
Топчутся разом: один на пороге, другой на дороге. (Украинская)
Привязываешь — ходит, развязываешь — лежит. (Гагаузская)
Огонь
Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Русская)
Нет его — страдаю, много его — рыдаю. (Хакасская)
Чего на свете нет сильнее? (Русская)
Что за озеро, в которое бросают дрова? (Корякская)
Без рук, без ног — прыг да скок! (Узбекская)
Красный конек по дереву бежит. (Белорусская)
Без рук, без ног на гору ползет. (Украинская)
Красный кочет дыру точит. (Русская)
Замерзнем — кто греет нас? (Эвенкийская)
Я не сам по себе, я сильнее всего и страшнее всего, все меня любят, и все меня губят.(Русская)
Что даешь — съедает, от воды умирает. (Армянская)
Все ест, а воду боится. (Эвенкийская)
Ест бело, дает черно. (Русская)
Тол ько взглянет — и проглотит. (Казахская)
Блестит и, облизывая глотает (Татарская)
Жевать, не жую, а все пожираю, всю жизнь только ем, а с голоду помираю. (Украинская)
Кто никогда не наедается? (Эвенкийская)
Красная корова всю солому поела. (Украинская)
Математический ринг (подготовительная к школе группа).
Автор: Митюрина Светлана Геннадьевна, воспитатель, МДОУ детский сад N 40 «Фиалка» города Белово, Кемеровская область.
Цель: воспитывать познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, самовыражению, самостоятельности через совместную деятельность с родителями.
Ход игры:
Воспитатель. Мы рады приветствовать вас, дорогие участники игры, дорогие болельщики и гости!
Сегодня мы собрались на необычайный праздник-праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности. Здесь, на нашем математическом ринге, встретятся две команды-детей и взрослых. Наше соревнование-игра, шутка и повод, чтобы побыть всем вместе и интересно провести время.
А теперь начинаем!
Прошу команды занять свои места.
Команда родителей- «Мудрецы».
Родители входят в зал и занимают свои места.
Команда детей- «Юные математики».
В зал входят дети. Воспитатель представляет игроков, капитанов команд. Выбирают жюри
Теперь, кажется все на своих местах. Можно начинать разминку.
I конкурс «Разминка»
Загадки команде «Мудрецы»
1)Треугольная доска,
А на ней — три волоска
Волосок – тонкий,
Голосок – звонкий.
(Балалайка.)
2)У одной мыши три хвоста. (Вилы.)
Загадки команде «Юные математики»:
1) У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня.
(Светофор.)
2) Двое глядят да двое слушают. (Глаза и уши.)
II конкурс «Задачи»
— Внимание! Задание «Юным математикам».
Два мальчика играли в снежки. Толя сделал 3 снежка (показать кружки на фланелеграфе). Коля сделал 6 снежков, и каждый снежок наполовину меньше Толиного.
Кто из мальчиков потратил снега больше? Дети должны обосновать свой ответ.
— Внимание! Задание команде «Мудрецы».
На столе стояло 12 чашек и 9 блюдец. Мышка бежала, хвостиком вильнула, задела футбольный мяч. Он прыгнул на стол и разбил половину чашек и 7 блюдец. Сколько чашек осталось без блюдец?
Воспитатель – «В здоровом теле- здоровый дух и умная голова».
Все участники становятся парами ( взрослый – ребенок).
Сейчас будет звучать танцевальная музыка. Члены команды «Юные математики» показывают танцевальные движения, а взрослые должны точно повторить эти движения. Потом взрослые показывают движения, а дети повторяют.
Слово жюри. Оценки первого и второго конкурсов.
III конкурс «Кто внимательный?»
Задание команде «Юные математики». Посмотрите внимательно на образец и сделайте так же:
У детей карточки с многократным повторением этих фигур. Они должны точно так же зачеркнуть фигуры на своих карточках.
Задание команде «Мудрецы». Им на какое-то время показывают образец и убирают его.
Родители должны раскрасить кружки, как на образце.
IV конкурс « Пустые клеточки ».
Задание команде «Мудрецы». Заполните пустые клеточки так, чтобы сумма чисел в каждой строке равнялась одному и тому же числу.