Меню Рубрики

Установка выхлопа керосиновой печки

Продолжаю описание процесса восстановления и установки дизельной печки (работает на солярке) в гараж.
Итак, печка собрана, подошел этап создания системы управления. Для монтажа реле и выключателей, кнопок и лампочек изготовил простейшую коробочку из оцинкованного железа. Разместить её решил на съёмной крышке корпуса, где ранее был установлен блок реле.

В качестве выключателей использовал старые выключатели типа ВГ-15 от вертолетов, сигнальные лампочки в светильниках СЛЦ. Кнопку (будь она неладна — сдохла еще на этапе монтажа) купил в автомагазине, там же приобрел пятиконтактное реле (в хозяйстве не нашлось). Общий вид смонтированного пульта на фото.

Вот, где-то так. Пока впечатления резко положительные, ждем морозов!

Комментарии 27

Золотые руки. Как печка показала себя зимой ?

Так в Яндексе или в Гугле набери "Схема ОВ 65" и будет тебе счастье. К примеру snv.su/photos/image-10.html

что воздух гонит в поддув? на фото не видно

В том варианте он туда подается самотеком.

Здравствуйте, а схемы подключению у вас случайно не осталось? Найти не как не могу. Самому просто достался подобный агрегат.

Для этой печи нужна прямая выхлопная труба, иначе быстро сгорит моторчик. Или же можно гофру, но монтировать без резких перегибов

Сейчас переделываю на ОВ-65, добыл по случаю. Субъективно — кажется помощнее этой. Опять, правда, попалась с нижним выхлопом, но она вообще не принимает никакую трубу на выхлоп. Рассматриваю вариант её размещения вообще на улице, а то всё-таки шумит сильно.

На улице тепло терять не будет?

Зимой пробовали, выставляли её вообще за дверь, при — 10 градусах, вполне приемлимо нагревает. Но будем делать с забором воздуха из гаража — рециркуляцию.

Можно разделить вентиляторы. Мощный — на полезный (нагреваемый) воздух, маленький (наверно, хватит и компьютерного) — для горения.

А я вот собираю газовую печку непрямого нагрева. По сути это труба в трубе, в обе трубы идет наддув от вентилятора, во внутренней горит газ и регулируется подача воздухе заслонкой, а по внешней идет воздух, который нагревается от внутренней тубы и вентилятором выгоняется по трубе в нужное место. Планирую закрепить на стене и выход теплого воздуха направить на редуктор газового баллона, а дальше конаекцией разойдется

С газом — повнимательнее! Кроме того, стоит каких-либо рёбер на внутреннюю трубу наварить для лучшего теплообмена.

Это да, буду делать внутренние ребра поперёк трубы, чтобы их концы выступали из горячей части в холодную. Тогда газы от горелки будут немного тормозиться на этих ребрах, отдавая им тепло, а ребра выводят тепло и обдуются холодным воздухом. Главное сильно не остудить выхлоп, чтобы естественная тяга не была меньше чем наддув

С газом — повнимательнее! Кроме того, стоит каких-либо рёбер на внутреннюю трубу наварить для лучшего теплообмена.

Это да, буду делать внутренние ребра поперёк трубы, чтобы их концы выступали из горячей части в холодную. Тогда газы от горелки будут немного тормозиться на этих ребрах, отдавая им тепло, а ребра выводят тепло и обдуются холодным воздухом. Главное сильно не остудить выхлоп, чтобы естественная тяга не была меньше чем наддув

Отопительные агрегаты на жидком топливе используются человеком более ста лет и при этом не утрачивают популярности. Требования потребителя к качеству обогревательного оборудования для дома постоянно растут, поэтому производители не только совершенствуют конструкции выпускаемых агрегатов, но и регулярно пополняют рынок новыми видами жидкотопливных отопителей повышенной эффективности и функциональности.

Не смотря на различия в конструкции и потенциале, все отопители на жидком топливе объединены общим фактором – их эксплуатация требует от потребителя повышенного внимания и соблюдения определённых правил пожарной безопасности. Однако эти сложности компенсируются достоинствами жидкотопливных агрегатов, нужно только правильно ориентироваться в их характеристиках при выборе модели – выбирать устройство с привязкой к конкретным условиям применения.

Рассмотрим один из видов отопительного оборудования — керосиновый обогреватель в ракурсе сравнения с теплогенераторами, работающими на других жидких энергоносителях.

Бытовые теплогенераторы на керосине

Обогреватели на керосине

Керосин – маслянистая прозрачная горючая жидкость, бесцветная или с желтоватым оттенком, вырабатываемая из нефти. Не вдаваясь в подробности физических характеристик, о потенциале этого вещества можно судить хотя бы по такой сфере применения, как топливо (или его компонент) для ракетных и газотурбинных авиационных двигателей, а также печей обжига стеклянных и фарфоровых изделий.

В быту же керосин — самый распространённый из всех видов жидкого топлива энергоноситель, так как применяется в отопительных агрегатах, эксплуатируемых в помещениях жилого, хозяйственного, подсобного и производственного назначения. Чем выше класс очистки этого горючего, тем меньше продуктов сгорания выделяется в воздух при использовании обогревателя.

Для заправки в бытовые обогреватели используется несколько марок авиационного (ТС-1, Т-1, Т-2, Т-1С) и осветительный керосин (КО-20, КО-22, КО-25, КО-30).

Основные марки используемого для бытовых обогревателей керосина

Характеристики авиационного топлива высоки, но его цена не позволяет отнести этот состав к широко доступным потребителю горючим материалам, поэтому в домашних отопителях используют в основном осветительный керосин.

Принцип действия и устройство бытовых керосиновых отопителей

Обогреватели на керосине являются теплогенераторами, осуществляющими обогрев помещения с помощью инфракрасного излучения. ИК-лучи не оказывают влияния на транзитную среду — воздух, но, встречаясь с препятствиями на пути распространения, увеличивают интенсивность движения молекул на их поверхностях, что обуславливает повышение температуры верхних слоёв предметов. Нагревающийся таким образом интерьер отдаёт затем тепло воздуху, инициируя в нём конвективные потоки.

Принцип действия инфракрасного излучения

Условно керосиновый обогреватель состоит из корпуса, в котором размещены следующие узлы:

  • топливный бак (съёмный или в составе конструкции);
  • устройство электроподжига (опционально);
  • фитиль с излучателем и регулятором интенсивности горения;
  • защитная решётка.

Керосин из топливного бака поступает к фитилю, где горит и нагревает металлическую сетку-излучатель. Интенсивность горения регулируется устройством, изменяющим длину горящего фитиля. Для исключения ожога при случайном прикосновении инфракрасный излучатель забран защитной решёткой. На крышке топливного бака имеется клапан для заместительного поступления воздуха, на корпусе обогревателя — индикатор уровня горючего и устройство выключения агрегата. Для удобства перемещения отопители оснащены складывающимися ручками или специальным пазами.

В зависимости от конструкции и класса исполнения, отопители различаются функциональностью и, соответственно, ценой.

Разновидности обогревателей на керосине

Инфракрасные керосиновые обогреватели производятся в корпусах прямоугольной или цилиндрической формы, размеры которых прямо пропорциональны их мощности.

Разновидности инфракрасных отопителей на керосине

Прямоугольные устройства, как правило, мощнее цилиндрических приборов и изготавливаются в виде агрегата, в корпусе которого за излучателем с одной из сторон расположен экран-отражатель, концентрирующий ИК-излучение в противоположном направлении. Регулировка направления обогрева у таких агрегатов выполняется вручную – поворотом отопителя в нужную сторону.

Наиболее мощные керосиновые обогреватели с прямоугольными корпусами выпускаются в виде камина напольного размещения со съёмным топливным бачком и функцией электроподжига на батарейках.

Керосиновые инфракрасные отопители в виде каминов

Читайте также:  Фиалка octavia фото и описание

Обогреватели цилиндрической формы производятся двух видов – направленного действия и осуществляющие обогрев вкруговую. Эта линейка отопителей на керосине состоит из агрегатов, более компактных за счёт геометрии корпуса. Кроме того, некоторые модели цилиндрических устройств используются не только для обогрева, но и для освещения, напоминая эффектом выполнения этой функции газовую лампу.

Цилиндрические инфракрасные жидкотопливные обогреватели: слева – со встроенным вентилятором, универсальный (керосин, солярка), справа – керосиновый кругового действия

Рассмотрим характеристики керосиновых обогревателей на примере конкретных агрегатов.

Отопитель «Керона» (Kerona WKH-3450)

  • мощность — 3,8 кВт
  • габариты — 50,6×32,5×32,5 см (высота х ширина х глубина);
  • потребляемое горючее — авиационный или осветительный керосин;
  • расход энергоносителя — 360 г/час
  • ёмкость топливного бачка — 4,8 л
  • площадь обогрева — до 20 м 2
  • электроподжиг фитильного устройства;
  • устройство выключения прибора при опрокидывании;
  • вес агрегата — 12 кг;
  • производитель — Республика Корея.

Инфракрасный отопительный агрегат Kerona WKH-3450

Модель является одной из наиболее популярных, что обусловлено её универсальностью – возможностью использования для отопления как жилых, так и складских, хозяйственных, подсобных помещений.

Для эксплуатации в жилых помещениях керосиновый обогреватель желательно предварительно разжечь за пределами жилья, и дать ему там поработать первые 5-7 минут – до прекращения образования копоти, после чего занести в комнату. Однако розжиг возможен и в квартире – с последующим 5-минутным проветриванием

Важно! Сгорание топлива в обогревателе происходит с потреблением кислорода из воздуха помещения, поэтому отапливаемую комнату необходимо периодически проветривать – не зависимо от степени присутствия в жилье запаха от горения керосина.

Принцип действия отопителя:

  • топливный бачок оснащён снизу клапаном нажимного действия, который открывается при установке ёмкости на штатное место в корпусе;
  • горючее из бачка подаётся к основанию пористого фитиля и капиллярным способом пропитывает его;
  • после розжига фитиля происходит нагрев камеры сгорания, обуславливающий последующее испарение керосина и горение его паров;
  • сетчатые стенки камеры сгорания нагреваются до высокой температуры и начинают генерировать инфракрасное излучение.

Важно! После разогрева камеры сгорания выполняется ручная регулировка работы фитиля, от которой зависит теплотворность обогревателя, интенсивность потребления и полнота сгорания топлива.

Достоинства инфракрасных керосиновых бытовых обогревателей каминного исполнения:

  • мобильность;
  • автономность (батарейки);
  • долговечность, в том числе, фитиля;
  • кратковременность образования дыма (включение/выключение);
  • эстетичность.
  • относительно высокая стоимость отопителей (от 9 тыс. руб.);
  • дороговизна топлива;
  • факторы открытого огня (пожароопасность, потребление кислорода из воздуха помещения).

Получить более полное представление об этом керосиновом отопителе поможет просмотр видеоролика:

ИК-обогреватель на керосине FUJIX M168

Экономичное переносное устройство, своего рода «горелка» для обогрева и приготовления пищи, формой корпуса напоминающая керосиновую лампу для наружного освещения.

  • тип розжига – электронный;
  • автоматика – штатный регулируемый термостат;
  • система выключения при опрокидывании;
  • материал корпуса – металл/стекло;
  • топливо/расход – керосин/≈ 0,25 л/час;
  • ёмкость бачка – 2,5 л;
  • теплотворность – 2-2,5 кВт;
  • время работы на одной заправке -10 -12 часов;
  • габариты — 33х33х44 см; вес – 4,7 кг;
  • страна-производитель — Китай.

ИК-отопитель FUJIX M168 в реальности, спецификация узлов и устройств управления

Данный керосиновый обогреватель компактен, лёгок в перемещении и потому удобен для гаража, небольшой теплицы, дачного домика. Как обогреватель для палатки устройство может применяться при условии достаточной её площади и регулярного проветривания.

Лучше ориентироваться при покупке поможет видеоролик, сравнивающий продукцию китайского и корейского производства:

Линейка обогревателей на жидком топливе компании «Солярогаз»:

  • «КО – 1,8 Мини»;
  • «КО – 1,8 Каприз»;
  • «ПО – 2,5 Мини»;
  • «ПО – 2,5 Мини+»;
  • «ПО – 2,5 Саво».

Перечисленные теплогенераторы также относятся к инфракрасным обогревателям, при этом могут работать на керосине или солярке. Модели отличаются друг от друга не только мощностью и расходом топлива, но и конструктивно – профилем топки, её материалом изготовления, конфигурацией рефлектора.

Рассмотрим наиболее популярные их модификации.

«КО – 1,8 Мини» — миниатюрный обогреватель на жидком топливе с возможностью приготовления пищи.

Топка, расположенная в керамическом цилиндре, с трёх сторон рассчитана на обогрев, сверху – на установку посуды.

Характеристики «КО – 1,8 Мини»:

  • теплотворная мощность на горелке — 1,8 кВт;
  • расход жидкого топлива — 0,2 л/час;
  • ёмкость бачка — 2,5 л;
  • время работы на одной заправке — 18 ч.;
  • габариты – 30х30х30 см;
  • вес — 4,3 кг.

Инфракрасный обогреватель на керосине или солярке «ПО – 2,5 Саво»

В линейке отопителей «Солярогаз» агрегат выделяется стальным цилиндром вокруг очага и окружением топки с трех сторон рефлектором. Верхняя часть сетки рассчитана на установку посуды для приготовления пищи.

При габаритах 37х42х32 см устройство весит 5,6 кг.

Теплотворная мощность такой печки составляет 2,5 кВт при усреднённом расходе горючего в 0,2 л/ч. Ёмкость топливного бачка 3,2 л, которых хватает на 14-18 часов непрерывной работы обогревателя.

Жидкотопливная печь «ПО – 2,5 Саво» эффективна для отопления квартир, небольших загородных домов и дачных строений, но мощность использующихся в зданиях агрегатов должна соответствовать площади отапливаемых помещений, а открытый огонь топки агрегатов требует периодического проветривания комнат. Ещё лучше прибор справляется с обогревом гаража, небольших теплиц, с разогревом и приготовлением пищи.

Правила эксплуатации

  1. Обогреватели жидкотопливные в целях пожарной безопасности должны располагаться на устойчивом основании, строго горизонтально и на безопасном расстоянии от элементов интерьера помещения.

Безопасное расположение жидкотопливного обогревателя в комнате

  • Заправка топливного бака производится только при погашенном обогревателе или в другом помещении – в отдалённости от источников огня. По окончании заправки крышка бачка должна быть плотно закрыта.
  • Хранение топлива должно осуществляться только в специально отведённых для этого местах, отвечающих требованиям пожарной безопасности.
  • При переходе с одного вида жидкого топлива на другой необходимо слить из бачка остатки горючего, от которого запланировано отказаться.
  • Специфический запах при первом розжиге обогревателя не является признаком неисправности устройства – это выгорают консервирующие составы.
  • Запрещается использовать жидкотопливные обогреватели в детских комнатах, кабинах и салонах автомобильного транспорта, фургонах и прицепах во время движения, лодках, плохо проветриваемых помещениях и подвалах.
  • Не допускается самостоятельное изменение конструкции обогревателя.
  • Дизельная пушка — отопитель на солярке

    Применение дизтоплива для обогрева сопровождается большим выделением продуктов сгорания в окружающую среду, чем отопление керосином, поэтому мини-печи от компании «Солярогаз» в случае заправки их дизелем в стационарном жилье не используют – в воздухе будет запах, а на стенах со временем появится желтоватый налёт.

    Учитывая ценовую привлекательность дизельного топлива, обогреватели на солярке производятся и других конструкций, предусматривающих отвод побочных вредных веществ на улицу. Примером таких нагревателей может служить тепловая пушка на дизеле, но – из группы агрегатов не прямого, а косвенного нагрева.

    Тепловые пушки косвенного нагрева: слева – на дизеле, справа – рассчитанная не только на солярку, но и на керосин

    Отопительные агрегаты непрямого нагрева для отвода продуктов сгорания дизеля требуют подключения к системе вентиляции, потенциал которой должен обеспечивать потребность обогревателя в полном объёме, чтобы угар не попадал вовнутрь.

    Схематическое устройство пушек-теплогенераторов прямого и косвенного нагрева

    Основными характеристиками тепловых пушек является теплотворная мощность, объём поставляемого нагретого воздуха и расход энергоносителя.

    Мощность агрегатов, в зависимости от назначения модели, находится в диапазоне от 10 до 200 кВт. Для обогрева жилья используется оборудование в 15-25 кВт.

    Читайте также:  Ящик для компоста купить в леруа мерлен

    Расход керосина или дизеля варьируется от 1 до 7 л/ч. Чем мощнее модель или выше значение регулятора интенсивности обогрева, тем больше расход.

    Работа этих устройств сопровождается небольшим шумом, что накладывает определённые ограничения на использование их для обогрева жилых помещений. Но этим теплогенераторам нет равных, когда прогреть большую комнату нужно быстро, при этом без опасения отравиться продуктами сгорания рядом могут находиться люди. Кроме того, уровень шума от работы тепловой пушки можно понизить, если расположить её в другом помещении, оборудовав рукавом-тепловодом или просто направив струю вырабатываемого горячего воздуха в открытую дверь смежной комнаты.

    Использование жидкотопливных пушек-теплогенераторов для обогрева частных домов

    Сравнивая тепловые пушки на дизельном топливе с керосиновыми агрегатами в ракурсе эффективности обогрева жилых помещений, следует исходить из региона проживания и площади жилья. Квартиру из 1-2 комнат в средней полосе в аварийной ситуации можно обогреть отопителями достаточной мощности на керосине. Частный же дом потребует больших усилий, и тут одним из решений проблемы будет установка тепловой пушки на дизеле.

    Заключение

    Керосиновые обогреватели – полезные в быту устройства. Но, решая вопрос обогрева жилья, полагаться на них полностью нельзя, это – временный выход в ситуации, когда основное отопительное оборудование вышло из строя, нужно повысить температуру в отдалённой комнате и т.д. Тем не менее, покупка агрегата на керосине «на всякий случай» — решение более чем разумное, так как большинство аварийных ситуаций с системами центрального отопления – непредвиденны.

    Re:Подскажите по настройке ОВ-65. Если сильно коптит и захлебыватся – то много топлива, и нет нормального образования смеси. если есть возможность – то надо попробовать отрегилировать подачу топлива – путем уменьщения – увеличения количества топлива.

    у меня в гараже стоит ОВ -65 – выхлопная – самодельная.
    Длина трубы. = 4 метра, выходит на крышу гаража.
    выхлоп нижний, формы трубы – " J " печка работае нормально.
    по началу тоже мучался, не могу нормально запусть, пока не подобрал оптимальную подачу топлива путем регилировки крана на баке.
    Сейчас во втором гараже тоже ставлю ОВ-65, труба будет длиной метра 3 – буквой "Г" , посмотрим, как поведет себя печка.

    По сути дела – тут как в двухтактном двигателе, все зависит от выхлопной системы и смесеобразования.
    Топливо можно дозировать только краником.

    Re:а еще вопрос.. когда рукой прикрываете входное отверстие, то скорость воздушного потока увеличивается – эффект форсунки,
    + еще негерметичное разделение моторного отсека и камеры сгорания. от этого, происходит изменение состава смеси.

    Если закрыть польностью отвестие – то пламя погаснет.
    в общем, надо разобрать, и все внимательно посмотреть.
    может еще в камере сгорания внутри оторванна перегородка с круглой дырой. тогда смесеобразование вообще будет непонятным.
    все надо смотреть.
    + регулировка подачи топлива – попробуйте этим параметром поиграть.

    Re:Подскажите по настройке ОВ-65. У тебя загажен котел и труба сложного профиля. Повороты там, переходы , сужения. Или эжектор, или переделывай выхлоп. И не забудь почистить котел

    труба из гофры алюминиевой в виде буквы Г(30 и 100 см сотв длина)диаметр приблизительно 100 мм
    что такое Эжектор(применительно к Овешке)?
    как почистить котел?
    он же ведь не разбирается.засыпать туда камней и трясти?

    магистрант кафедры «Гидромеханика и транспортные машины» Омского государственного технического университета,

    канд. техн. наук, доцент кафедры «Гидромеханика и транспортные машины» Омского государственного технического университета,

    С ростом экономики и нехваткой энергии использование тепла от отработавших газов становится более распространённым. Коэффициент полезного действия современных двигателей внутреннего сгорания имеет небольшую механическую эффективность лишь 30-40 процентов, оставшаяся часть энергии остается, не использована и рассеивается в форме отходов тепла через выхлопные газы и систему охлаждения. В связи с этим возникает потребность в применении тепла отработавших газов в полезную работу. Особенно актуально это в суровых климатических условиях. Андрис К.Б. занимался исследованиями возможности использования тепла от отработавших газов для подогрева емкостей с нефтепродуктами при их транспортировании [1]. При использовании автомобилей в северных районах, использование тепла отработавших газов имеет ряд преимуществ. Производительность системы отопления салона автомобилей при отрицательных температурах становится ниже. Использование тепла выхлопных газов для обогрева салона должно обеспечить более быстрый прогрев салона автомобиля, так как после запуска двигателя температура выпускной системы автомобиля быстро достигает температур порядка 450-600 ˚С. Это позволит уменьшить затраты на топливо и время прогрева салона автомобиля.

    Известны системы использования тепла отработавших газов автомобиля при помощи теплообменника установленного на выпускной системе. Рабочим телом для переноса тепла отработавших газов является жидкость, в частности антифриз. Работами по использованию таких систем занимался Куликов М.В. [2]. При этом усложняется система охлаждения автомобиля. Основным недостатком при использовании в качестве рабочего тела жидкости является возможный перегрев и закипание жидкости в системе охлаждения автомобиля из за неисправности клапанов подогревателя, что приведет к отказу, а так же возможны утечки охлаждающей жидкости.

    Нами предлагается гипотеза о том, что при использовании воздуха в качестве рабочего тела, возможно сохранить эффективность системы подогрева воздуха в салоне и избежать указанных выше проблем.

    Для проверки данной гипотезы был проведен практический эксперимент, целью которого являлась проверка возможности использования воздуха в качестве рабочего тела. Для проведения данного эксперимента была собрана установка, изображенная на рисунке 1.

    1. Двигатель; 2. Выпускной коллектор с установленным теплообменником; 3. Глушитель; 4. Термометр ртутный; 5. Микро компрессор АЭН-4; 6. Электронный термометр TP-101; 7. Изолированный объем воздуха.

    Рисунок 1. Схема экспериментального образца

    В качестве силовой установки для проведения эксперимента использовался двигатель внутреннего сгорания, мощностью 1400 ватт. На выпускном коллекторе была осуществлена намотка медной трубки для осуществления теплообмена. В качестве насоса использовался компрессор, мощностью 3Вт, установленный в замкнутом пространстве, объемом 10л. Дополнительное тепло от работы компрессора учитывалось при выполнении расчетов. В ходе проведенного эксперимента замкнутый объем воздуха в течении 5 минут нагревался теплом отработавших газов.

    Общий вид экспериментальной установки представлен на рисунке 2.

    Рисунок 2. Экспериментальная установка

    По полученным данным был построен график изменения температуры в зависимости от времени, представленный на рисунке 3. В течение первых 4 минут выпускной коллектор прогрелся до температуры 300 0 С. За 5 минут с начала эксперимента, температура воздуха внутри замкнутого объема повысилась на 1,6 0 C. Потери тепла через ограждающие конструкции замкнутого объема не учитывались.

    Рисунок 3. Изменение температуры воздуха

    Для определения мощности теплогенерирующей системы использовали формулу сохранения тепловой энергии.

    (1)

    τ – время теплопереноса;

    T – абсолютная температура воздуха в замкнутом объеме;

    B – атмосферное давление;

    V – объем замкнутого пространства;

    R – газовая постоянная.

    По полученным данным определили значение мощности на уровне 78 Вт (с учетом дополнительного источника тепла от компрессора). Если экстраполировать мощность аналогичной теплогенерирующей системы для двигателя внутреннего сгорания легкового автомобиля малого класса, то получим мощность на уровне 2кВт, что составляет около 40% мощности штатной системы отопления салона. В результате можно сделать вывод, что использование тепла отработавших газов для обогрева салона недостаточно для полноценного функционирования системы отопления салона. Однако использование данной системы позволит получать тепловую энергию практически сразу после запуска двигателя. Процесс обогрева автомобиля существенно ускорится и будут созданы более комфортные условия при эксплуатации автомобиля в холодное время года. Использование воздуха в качестве теплоносителя позволит повысить надежность системы и избежать паровых пробок в системе охлаждения. Дополнив штатную систему отопления автомобиля устройством использующим тепло отработавших газов можно существенно сократить время прогрева салона автомобиля до комфортной температуры.

    Читайте также:  Тыква с медом для лечения печени отзывы

    Список литературы:

    1. Андрис К.Б. Путевой подогрев нефтепродуктов при перевозке автотранспортом. К.Б. Андрис // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2008. № 6. – С.192-194.
    2. Куликов М.В. Прогрев рабочих жидкостей систем и агрегатов трактора выхлопными газами при низких отрицательных температурах. М.В. Куликов // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2012. №8(94). – С.116-122.

    Автономный отопитель кабины потребляет всего один стакан солярки в час.

    Помните, как возмущался великий Менделеев: «Нефть — не топливо, топить можно и ассигнациями!» А ведь тогда масштабы добычи и сжигания этого ценного химического сырья не шли ни в какие сравнения с нынешними. Да и сегодня, когда почти весь транспорт питается нефтепродуктами, топить котлы и бойлеры мазутом считается роскошью от нищеты и безысходности — в развитых странах используют куда более дешевые и возобновляемые источники энергии. Но все эти макроэкономические истины перечеркивает простая житейская ситуация: ночь, мороз, КАМАЗ с фурой на обочине трассы… И водитель, стоящий перед дилеммой: использовать ли в качестве отопительных котлов цилиндры двигателя, устремив параметр мгновенного расхода топлива в бесконечность, или, затянув «в той степи-и глухой за-амерзал ямщик…», повторить судьбу героя народной песни?

    Деньги в трубу

    На холостом ходу камазовский мотор съедает около 8 литров топлива в час, да и двигатели большинства тягачейиномарок, молотя на месте, особой экономичностью не отличаются. Несложные подсчеты показывают, что даже в умеренном климате средней полосы России на обогрев кабины во время ночных стоянок ежесе-зонно улетают «в трубу» минимум 60 000 рублей! С каждой машины. И это без учета расходов на преждевременный капремонт мотора, сотни часов трущего поршнями цилиндра вхолостую. Чего уж говорить про наши северные регионы, где во вре-мена государственной солярки была «добрая» традиция заводить движок в конце октября, чтобы заглушить его в начале апреля… Обойтить без такого варварства помогали предпусковые подогреватели, причем для грузовиков в армейском исполнении выпускали «автономки» с подводом продуктов горения к поддону картера двигателя, что, при отсутствии нынешних масел, обеспечивало расплавление гелеобразного М8Г2 и последующий пуск даже в треску-чий мороз. Однако предпусковик не решает проблему отопления кабины — гоняя нагреваемый антифриз по системе охлаждения, он рассеивает большую часть мощности — как минимум 14 КВт из 15 развиваемых — в моторном отсеке, то есть, отапливает, в основном, окружающую среду. К тому же, штатную камазовскую «печку» предпусковик будет нагревать одновременно с тяжеленным мотором, то есть очень долго и максимум — до 60 градусов. Что в сильный мороз явно недостаточно — даже за рулем сидеть будет холодно, не говоря уже про спальное место. Да и рев 15-киловаттной горелки не очень-то способствует крепкому и здоровому сну. Есть у автономных жидкостных нагревателей и объективный технический недостаток — высокое (90–130 Вт) потребление электроэнергии водяным насосом — нередки случаи, когда старенькая батарея под утро оказывается полностью «посаженной», и вместо выезда на линию в теплой кабине водителя ожидает возня на морозе с проводами и «катюшей». Не случайно при заводской опционной установке предпусковиков, например, на немецкие автомобили, в комплект к подогревателю обычно идет дополнительный аккумулятор. Другое дело — воздушный «автономник», работающий по принципу фена, как, кстати, его и называют на шоферском сленге. Охлаждение теплообменника потоком воздуха, забираемого из кабины, и выходящего, естественно, обратно в кабину, не столь интенсивно, как жидкостью, поэтому при равной мощности «фен» получается более габаритным, нежели предпусковик. Но ему и не нужна мощность последнего, ибо почти вся энергия от сгоревшего топлива (за исключением 3–5%, что уносятся нагретыми до 300–400о С выхлопными газами) выделяется в виде тепла в кабине автомобиля, рассеиваясь потом в окружающую среду ее стенками и стеклами. Двух киловатт «воздушнику» вполне достаточно, чтобы устроить водителю магистрального грузовика или машинисту автокрана, экскаватора и т. д. настоящий «ташкент». При мощности 4 КВт тепла с избытком хватит даже при зимней ночевке в Якутии, ну а 8-9-киловаттные агрегаты отапливают салоны больших автобусов. В разы меньший объем пламени обеспечивает бесшумность работы — никакого рева «паяльной лампы», как у жидкостного отопителя, нет и в помине. Энергию от аккумулятора расходуют лишь маломощные потребители — даже в 4-киловаттном режиме максимальной отдачи ток от 24-вольтовой батареи не превышает 2 А, а при мощности 1,5 КВт — всего 0,5 А. То есть, за длинную зимнюю ночь аккумулятор не потратит и двадцатой доли своей емкости. Расход же топлива в таком умеренном режиме составит около 0,2 литра в час, то есть в 40 (!) раз меньше, чем у камазовского мотора на холостом ходу. Но не только экономия играет в пользу автономного отопителя — немаловажна и растущая нетерпимость общества к загрязнению воздуха. Европейская культура постепенно проникает в среду наших дальнобойщиков — многие из них, поездив по миру и установив в кабины всяческие «эйртроники», уже начали забывать, как когда-то кашляли по ночам, вдыхая сизый дым от своего и соседских дизелей. Сегодня, не заглушив на коллективной стоянке движок, вы рискуете уже через пять минут услышать стук бейсбольной битой в дверь. А пристроишься со своим тарахтением на ночлег в городе, пустая бутылка будет брошена с балкона сразу «на поражение» — в крышу кабины. Без предупредительного броска на асфальт… И пусть вас не удивлет, что именно немцы, с их теплыми, около ноля градусов, зимами, поднаторели в производстве автономных отопителей. Да, в Европе дальнобойщики — все поголовно — спят в комфортабельных трехзвездочных мотелях, но постоять часок-другой на складе или таможне под промозглым балтийским ветром им тоже приходится. А чем еще согреешься, если не «феном», когда молотить на холостых закон запрещает? В России же путь распространения воздушных отопителей мучителен, долог и тернист — в народе такого типа «печка» стойко ассоциируется со словом «Запорожец» и субъективно воспринимается, как вещь, некачественная уже по своей сути. У бывалых шоферов свежи еще в памяти картины внезапно задымивших прямо на ходу «горбатых» и «ушастых», а у кого-то навеки запечатлелось зрелище горящей бензиновой дорожки, бегущей вслед за машинкой с ничего не подозревающим водителем… Чрезвычайная капризность автономных обогревателей (их для мелитопольских микролитражек выпускал шадринский автоагрегатный завод) вынуждала владельцев искать любую альтернативу, вроде намотки толстенной медной проволоки на выхлопные трубы для непосредственной передачи тепла в салон — лишь бы избавиться от ненавистного, досаждающего запахом бензина и гари агрегата. Но прошли годы, накатила волна «бэушных» иномарок, в том числе, микроавтобусов, и Россия наконец-то познала, что такое автономный отопитель, «сделанный руками». Умелыми руками…

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock detector