В чем необычность грибоедовских антигероев

Популярное:

Ф.М.Достоевский. Теория Родиона Раскольникова: "твари дрожащие" и "право имеющие".

Елец ( Л.П. Сабанеев ) повадки, способы ловли

Советы юным путешественникам

ВРЕМЯ: ЕГО ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")

Комедия А.С., Грибоедова "Горе от ума" — одно из самых замечательных произведений русской литературы XIX века. К сожалению, автор не оставил точных указаний о начале работы над комедией. Некоторые исследователи называют и 1816, и 1813, и 1821 годы. Документально известно лишь время, когда работа над произведением была закончена:
1324 год. Но точная датировка пьесы важна только исследователям, а читателю необходимо знать эпоху создания произведения и историческую ситуацию в стране в тот момент. А значит, главным является то, что комедия создавалась в те времена, когда молодые люди, типа А.А. Чацкого (главного героя произведения А.С. Грибоедова "Горе от ума"), несли в общество новые идеи, настроения. В его монологах и репликах, во всех его поступках выразилось то, что важнее
всего было для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что "вольнее всякий дышит". Свобода личности — вот мотив времени в комедии Грибоедова. Поэтому тех людей, которые стремились к свободе от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни, можно по достоинству назвать героями
своего времени, ведь они считали, что борьба за справедливость — их моральный долг.

Комедия "Горе от ума" построена так, что о "веке нынешнем", об идеях социально-политических преобразований говорит лишь Чацкий. Он тот "новый человек", который несет в себе "дух времени"; идею жизни, цель которой — свобода. Следует отметить, что Чацкий одинок в своей борьбе. Но Грибоедов дает понять читателю, что у главного героя есть единомышленники, например, двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда "чин следовал ему". Чацкий и
его сподвижники стремятся к "искусствам творческим, высоким и прекрасным", мечтают вперить в науки "ум, алчущий познаний", жаждут "возвышенной любви". Стремление Чацкого — служить отечеству, делу, а не лицам". Он ненавидит все пошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Убеждения героя не всегда высказываются им прямо.
Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на важнейшие идеи.
В образе Чацкого отражены черты декабриста эпохи 1816-1818 годов. В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности, к свержению монархии и тому
подобному. Прежде всего, он желал исполнить свой долг перед Отечеством, желал честно служить ему. Именно поэтому, за три года до описанных в комедии событий, Чацкий, "обливаясь слезами", расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: "Служить бы рад — прислуживаться тошно". Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания. В тоталитарном государстве вопрос: "Служить
или не служить, жить в деревне или путешествовать" — выходит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов.

Что же видит вокруг себя Чацкий? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы.
Их идеал "умеренность и аккуратность", их мечта — "забрать все книги бы да сжечь". Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Чацкий, наделенный темпераментом борца, активно противостоит фамусовскому обществу. Но видит ли он своего реального противника, когда обличает Фамусова, Скалозуба, бальную
толпу?

Пока главный герой комедии Грибоедова "Горе от ума" путешествовал три года, общество не стояло на месте. Оно не просто с облегчением возвращалось к заботам и радостям мирной жизни, оно вырабатывало в сабо "сопротивляемость" тем зреющим переменам, которые грозили сокрушить эту мирную жизнь. И вот в обществе появляются и твердо прокладывает себе дорогу Молчалин. Чацкий не способен отнестись к нему и его "талантам" всерьез. А между тем, это "жалчайшее" созданье"
не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердца Софьи, именно он — счастливый соперник главного героя.

Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти "ключ" к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность вот определяющие качества этого героя, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Брошенные им слова ("Молчалины блаженствуют на свете") оказались пророчеством.
Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства.
"Всегда на цыпочках и не богат словами", он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух.

На мой взгляд, очень интересно сравнение Фамусова, Скалозуба, князя Тугоуховского и Молчалина. Каков предел их мечтаний?
Для Фамусова, очевидно, удачно выдать дочку замуж, да пару орденов получить не более того. Скалозуб тоже на многое не претендует: "Мне только бы досталось в генералы". Князь Тугоуховский давно на посылках у супруги, ему хочется, вероятно, только одного: оставили бы его в покое.
Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин, он стал секретарем московского "туза", получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Незаменим в фамусовском
доме, незаменим в обществе:
Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет. Разве остановится Молчалин на достигнутом? Разумеется, нет.
Расчетливо и холодно набирает Молчалин силу. Уж он-то не потерпит на своем пути Чацкого — безумного мечтателя, ниспровергателя основ!

Читайте также:  Слоновое дерево комнатное растение

Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью: тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только унижать, но и уничтожать.
Именно Молчалины, идеал которых "и награжденья брать, и весело пожить", дойти "до степеней известных", станут в ближайшем будущем (после восстания декабристов) идеалами общества. На них будет опираться новая власть, ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их "таланты" — "умеренность и аккуратность". Молчалин —
человек структуры, его безбедное существование возможно лишь в четко отлаженном государственном механизме. И он сделает все возможное, чтобы не допустить разлада этого механизма, тем более его разрушения. Поэтому с такой легкостью окружающие подхватили сплетню Софьи о сумасшествии Чацкого. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! Но это легко объяснить, так как Чацкий — сумасшедший обществу не страшен. Обществу удобно
списать все разоблачающие доводы Чацкого его безумию. Чацкий и фамусовское общество несовместимы. Они живут как бы в разных измерениях, свет видит в нем сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь сосредоточие пороков: . Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом, одним, И в нем рассудок уцелеет.

"Так! Отрезвился я сполна!" восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так:
"Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей".
После скандала в доме Фамусовых, Чацкий уезжает. Его отъезд это форма протеста, хотя и пассивная. Таким образом, он оставил торжествующего Молчалина, который теперь будет с еще большей осторожностью прокладывать себе дорогу к власти, богатству, славе.

Однако Молчалина нельзя назвать победителем, так как Чацкий остался морально выше. Дальнейшие скитания Чацкого не изображены в комедии, но, на мой взгляд, его судьба предрешена. Скорее всего, Чацкий оказался среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскую площадь. Затем вместе со всеми, принимавшими участие в заговоре, вернулся из ссылки только после смерти Николая в 1856 году, если, конечно он не погиб в день восстания.
Интересно, что спустя полвека после создания "Горе от ума", в 80-е годы М.Е. Салтыков-Щедрин вновь вывел Молчалина на сцену в очерке "Господа Молчалины". Социально ориентированный художник не случайно обратился к этому литературному герою. Он увидел в Молчалине одну из самых страшных фигур русского общества. В очерке Щедрина Молчалин предстает уже вельможей, добившимся "степеней известных". Он смог приспособиться к русской жизни и прошел по ней, достигнув в конце пути желанных вершин ("Возвысился, унижаясь, — писал о нем К. Полевой).

Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевна Чацкого. Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя, героя Своего времени. И трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как А. А. Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы
достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что это лучшие можно достигнуть, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.

Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Об этом ясно написал И.А.Гончаров о "Горе от ума". В его статье есть конкретный ответ на ваш вопрос, можете меня забанить. но я вам помогла, подсказала. сама не давно читала эту повесть и прочитала статью Гончарова, очень помогла мне.

Другие вопросы из категории

ПОЖАЛУЙСТА!СРОЧНО! УЧИТЕЛЬ ЗВЕРЬ.

Игореве". Только нужно не из инета краткое содержание, а еще короче, т.е. самое главное, или же краткое содержание краткого содержания.

Читайте также

В чем необычность истории Настеньки?

помощи. Стихотворение Пророк написал Пушкин, вот вопросы:1). Подумайте, о каком перепутье говорит поэт в начале стихотворения, ведь известно, что в пустыне нет природного перепутья. Как можно преодолеть это перепутье? 2). Проследите, как обыкновенный человек превращается в выразителя высших истин. Почему преображению героя посвящена большая часть стихотворения? 3). Прокомментируйте высказывания известного пушкиниста. В. Непомнящего о 3-й части стихотворения:". Сюжет стихотворения-встреча с Богом. Но она происходит-"И Бога глас ко мне воззвал"-после того, как совершилось преображение героя, "влачившегося" "в пустыне мрачной", а теперь лежащего, "как труп", в пророка. И преображаемый человек начинает видеть и слышать великую истину. " Какую великую истину открывает для себя герой стихотворения? Продолжите фразу:поэт не может творить до тех пор, пока. 4). Понаблюдайте, как создается торжественный тон стихотворения. Определите, чем необычны его лексика и синтаксис, в чем заключается роль архаизмов и славянизмов. Обратите внимание на выбор слов(например, не орел, а орлица), на изменение значений некоторых слов. Так во времена Пушкина слово прозябанье расматривалось как производное от глагола расти, произрастать. 5). Существует несколько интерпретаций этого стихотворения:пророк-образ идеального поэта, превращенного Богом в творца; пророк-образ целостного и окончательного перерождения личности вообще; пророк Пушкина-это только библейский пророк. Какую точку зрения разделяете вы? В чем видите смысл стихотворения? Кто поможет, ОГРОМНОЕ СПАСИБО.

Читайте также:  Виноград казанова описание сорта фото отзывы видео

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — выдающееся произведение русской лите­ратуры XIX века. К сожалению, нам не из­вестно, когда точно началась работа над комедией. Исследователи называют и 1816, и 1813, и 1821 годы. Документально известно лишь время, когда работа над произведением была закончена: это 1824 год. Но точная датировка пьесы важна только ученым, а читателю необходимо знать эпоху создания произведения и историче­скую ситуацию в стране в тот момент. А значит, главным является то, что коме­дия создавалась в те времена, когда моло­дые люди типа Чацкого (главного героя) ратовали за обновление общества. В мо­нологах и репликах героя, во всех его по­ступках выразилось то, что важнее всего было для будущих декабристов: дух воль­ности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всякий дышит». Свобода личнос­ти — вот основной мотив комедии Грибоедова. Поэтому тех людей, которые стре­мились к свободе от обветшалых пред­ставлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни, можно по достоинству на­звать героями своего времени, ведь они считали, что борьба за справедливость — их моральный долг.

Комедия «Горе от ума» построена так, что о «веке нынешнем», об идеях социаль­но-политических преобразований гово­рит лишь Чацкий. Он тот «новый человек», который несет в себе «дух времени», идею жизни, цель которой — свобода. Следует отметить, что Чацкий одинок в своей борьбе. Но Грибоедов дает понять читателю, что у главного героя есть еди­номышленники, например двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда «чин следовал ему». Чацкий и его единомышленники стремятся к «ис­кусствам творческим, высоким и пре­красным», мечтают вперить в науки «ум, алчущий познаний», жаждут «возвышен­ной любви». Стремление Чацкого — слу­жить отечеству, «делу, а не лицам». Он ненавидит все пошлое, в том числе раб­ское преклонение перед всем иностран­ным, угодничество, низкопоклонство. Убеждения героя не всегда высказывают­ся им прямо. Чтобы обойти цензуру, Гри­боедов часто позволяет герою лишь на­мекнуть на что-либо.

В образе Чацкого отражены черты дека­бриста эпохи 1816—1818 годов. В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной ре­волюционной деятельности, к свержению

монархии и тому подобному. Прежде все­го, он желал исполнить свой долг перед Отечеством и честно служить ему. Имен­но поэтому за три года до описанных в ко­медии событий Чацкий, «обливаясь сле­зами», расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Но государ­ству, оказывается, не нужно самоотвер­женное служение — оно требует прислу­живания. В тоталитарном государстве во­прос: «Служить или не служить, жить в деревне или путешествовать» — выхо­дит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремле­ние жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов.

Что же видит вокруг себя Чацкий? Мас­су людей, которые ищут лишь чинов, кре­стов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — «уме­ренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь». Грибое­дов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, за попытку на­рушить привычный уклад жизни. Герой, наделенный темпераментом борца, ак­тивно противостоит фамусовскому обще­ству. Но видит ли он своего реального противника, когда обличает Фамусова, Скалозуба, светскую толпу?

Пока главный герой комедии Грибоедо­ва «Горе от ума» путешествовал, общест­во менялось. Оно не просто с облегчени­ем возвращалось к заботам и радостям мирной жизни, оно вырабатывало «со­противляемость» тем зреющим переме­нам, которые грозили сокрушить эту мир­ную жизнь. И вот в обществе появляются и твердо прокладывают себе дорогу Молчалины. Чацкий не способен отнестись к ним и их «талантам» всерьез. А между тем это «жалчайшее созданье» не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердце Со­фьи, именно он — счастливый соперник главного героя.

Читайте также:  Рулет из свиной рульки с желатином

Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, умение найти ключ к каждому влия­тельному человеку, абсолютная бесприн­ципность — вот определяющие качества этого героя, качества, делающие его ан­тигероем комедии, противником Чацко­го. Молчалин стал нарицательным обо­значением пошлости и лакейства. «Все­гда на цыпочках и не богат словами», он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух.

На мой взгляд, очень интересно срав­нить Фамусова, Скалозуба, князя Тугоуховского и Молчалина. Каков предел их мечтаний?

Для Фамусова, очевидно, удачно вы­дать дочку замуж, да пару орденов полу­чить, не более того. Скалозуб тоже на многое не претендует: «Мне только бы досталось в генералы». Князь Тугоуховский давно на посылках у супруги, ему хо­чется, вероятно, только одного: оставили бы его в покое.

Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он добил­ся блестящих успехов. Безвестный, без­родный тверской мещанин, он стал сек­ретарем московского «туза», получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюб­ленным и тайным женихом Софьи. Неза­меним в фамусовском доме, незаменим в обществе:

Там моську вовремя погладит,

тут в пору карточку вотрет.

Разве остановится Молчалин на достиг­нутом? Разумеется, нет. Расчетливо и хо­лодно набирает он силу. Уж он-то не по­терпит на своем пути Чацкого — безумно­го мечтателя, ниспровергателя основ! Молчалин страшен именно своей глубо­чайшей безнравственностью: тот, кто го­тов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только уни­жать, но и уничтожать.

Именно Молчалины, идеал которых «и награжденья брать, и весело пожить», дойти «до степеней известных», станут в ближайшем будущем (после восстания декабристов) властителями общества. На них будет опираться новая власть, ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их «таланты» — «умерен­ность и аккуратность». Молчалин — чело­век структуры, его безбедное существо­вание возможно лишь в четко отлажен­ном государственном механизме. И он сделает все возможное, чтобы не допус­тить разлада этого механизма, тем более его разрушения. Поэтому с такой легкос­тью окружающие подхватили сплетню Софьи о сумасшествии Чацкого. Вот па­радокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! Но это легко объяснить, так как Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Обществу удобно приписать все разоблачающие доводы Чацкого его безумию. Такой герой и фамусовское общество несовместимы, они живут как бы в разных измерениях. Свет видит в нем сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий же, ко­нечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь сре­доточие пороков:

. Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеем-Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.

«Так! Отрезвился я сполна!» — восклица­ет Чацкий в конце комедии. Что же это: по­ражение или прозрение? Да, финал этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров » сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар каче­ством силы свежей».

После скандала в доме Фамусовых Чац­кий уезжает. Его отъезд — это форма протеста, хотя и пассивная. Таким обра­зом, он оставил торжествующего Молчалина, который теперь будет с еще боль­шей осторожностью прокладывать себе дорогу к власти, богатству, славе.

Однако Молчалина нельзя назвать побе­дителем, так как Чацкий остался мораль­но выше. Дальнейшие скитания героя не изображены в комедии, но, на мой взгляд, его судьба предрешена. Скорее всего Чацкий оказался среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскую площадь. Затем вместе со всеми, принимавшими участие в заговоре, вернулся из ссылки только по­сле смерти Николая в 1856 году, если, ко­нечно, не погиб в день восстания.

Интересно, что спустя полвека после создания «Горе от ума», в 80-е годы, М. Е. Салтыков-Щедрин вновь вывел об­раз Молчалина в очерке «Господа Молчалины». Социально ориентированный ху­дожник не случайно обратился к этому литературному герою. Он увидел в нем одну из самых страшных фигур русского общества. В очерке Щедрина Молчалин предстает уже вельможей, добившимся «степеней известных». Он смог приспо­собиться к русской жизни и прошел по ней, достигнув в конце пути желанных вершин («Возвысился, унижаясь», — пи­сал о нем К. Полевой).

Удивительно, что и сейчас невозможно равнодушно читать «Горе от ума». Грибо­едову (может быть, впервые в русской литературе) удалось создать действи­тельно реалистический образ положи­тельного героя, героя своего времени. И трудно представить, что стало бы с на­шим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе — в общем, всем, чего мы достигли. Ведь именно Чацкие стремятся к лучшему и верят, что это луч­шее можно достигнуть, лишь протестуя против устаревших, закостенелых прин­ципов, разлагающих общество.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector